Ключевые тезисы:
- Недвижимость, зарегистрированная только в бумажных архивах до 2013 года, требует внесения в электронный реестр для юридической защиты.
- Потеря доступа к архивам на оккупированных территориях делает невозможным подтверждение прав без повторной регистрации права собственности на недвижимость.
- Перерегистрация права собственности на недвижимость позволяет получить справку из Государственного реестра прав, упрощающую участие в программах компенсаций и оформления сделок с жильем.
Раньше мы рассказывали, что некоторые украинцы могут потерять право собственности на землю.
Почему возникла потребность в перерегистрации
С 1 января 2013 года в Украине заработал Государственный реестр прав. До этого времени сведения о собственности хранились в бумажных архивах БТИ. Хотя они и остаются в силе, война создала серьезные риски:
- часть архивов осталась на оккупированных территориях;
- отдельные документы были уничтожены или упущен доступ к ним;
- в электронной базе данных отсутствует информация о такой собственности.
По информации Министерства юстиции Украины, без внесения информации в электронный реестр невозможно подтвердить право собственности на жилье.
Преимущества внесения данных в электронный реестр
Если владелец не внесет данные в Государственный реестр прав, он может столкнуться с трудностями в следующих ситуациях:
- продажа или дарение недвижимости;
- оформление наследства;
- получение компенсации по программе єВідновлення или другим государственным инициативам.
«Если, например, завтра вы захотите продать имущество или имущество будет наследоваться, то вы должны зарегистрировать право собственности в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество. Также это касается участия в государственных программах по уничтоженному и поврежденному имуществу, например, єВідновлення», – объяснил директор Департамента государственной регистрации Вячеслав Хардиков.
Где можно зарегистрировать недвижимость
После перерегистрации владелец может получить информационную справку из Государственного реестра прав, официально подтверждающую наличие вещных прав на конкретный объект недвижимости.
Подать заявление для внесения сведений в электронный реестр можно несколькими способами:
- в Центре предоставления административных услуг (ЦНАП);
- у нотариуса по местонахождению объекта (в пределах области);
- в любом ЦНАПе или у любого нотариуса в Украине — для владельцев недвижимости в АР Крым, Донецкой, Луганской, Запорожской, Харьковской, Николаевской и Херсонской областях;
- в электронном виде через приложение «Дія» (кроме имущества в Киеве, Луганской и Донецкой областях).
Почему действовать нужно сейчас
Регистрация прав на недвижимость, приобретенную до 2013 года, юридически добровольна. Однако в условиях войны он фактически становится необходимым условием для защиты собственности.
Читайте также: