2 февраля Верховная Рада Украины приняла за основу законопроект №1581-д «О жилищно-коммунальных услугах». К слову, этот проект закона уже выносился на голосование, однако не был поддержан депутатами, поскольку содержит немало спорных положений.
Законопроект тесно связан с уже принятым Законом «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме». Последний предусматривает, что с 1 июля 2016 года все многоквартирные дома, в которых до этой даты не созданы ОСМД, местные советы передадут частным управляющим. Именно порядок управления многоквартирным домом и прописан в законопроекте №1581-д.
Документ определяет перечень жилищно-коммунальных услуг. К таковым, согласно проекту закона, относятся:
1 Жилищная услуга — услуга по управлению многоквартирным домом, которая не является коммунальной и оплачивается отдельно.
2 Коммунальные услуги — поставка природного газа, электричества, тепловой энергии, горячей воды, централизованное питьевое водоснабжение, централизованный водоотвод, обращение с бытовыми отходами.
Дополнительно к плате за коммунальную услугу потребитель платит плату за клиентское обслуживание для возмещения исполнителю соответствующей коммунальной услуги дополнительных расходов, связанных с заключением договоров о предоставлении коммунальной услуги с каждым из совладельцев многоквартирного дома и администрированием этих договоров.
Проект определяет, что участниками правоотношений в сфере предоставления коммунальных услуг являются потребитель, управляющий многоквартирного дома и исполнители услуг.
Управляющий (фирма или предприниматель) определяется общим решением, принятым в установленном законом порядке совладельцами дома, или, в предусмотренных законом случаях, — органом местного самоуправления. Управляющий получает право доступа к жилью для ликвидации аварий, устранения неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установки и замены, проведения технических и профилактических осмотров и проверки показаний счетчиков. Также он может прекратить предоставление жилищно-коммунальных услуг в случае их неоплаты или оплаты не в полном объеме.
Среди обязанностей потребителей (жильцов) предусмотрена плата пени в случае несвоевременного осуществления платежей за ж-к услуги. Размер пени устанавливается в договоре не выше 0,1 % за каждый день просрочки от суммы долга. Общий размер уплаченной пени не может превышать 100% общей суммы долга.
Законопроект вводит коммерчесский учет — определение с помощью узла учета объема полученной потребителем коммунальной услуги (кроме услуги по обращению с бытовыми отходами), на основании которых проводятся расчеты между потребителями и исполнителями услуг. Таким образом, показания счетчиков, расположенных в квартирах, не будут учитываться. При отсутствии узлов коммерческого учета объем потребленных коммунальных услуг (кроме услуги по обращению с бытовыми отходами и услуги по централизованному водоотводу) определяется по нормам потребления. При отсутствии узлов коммерческого учета водоотвода, объем предоставленных услуг определяется на уровне объемов потребленной им питьевой и горячей воды.
В многоквартирном доме учет коммунальной услуги (кроме природного газа и электрической энергии, а также услуги по обращению с бытовыми отходами) счетчиками, установленными в отдельных помещениях такого дома, не является коммерческим. Показания квартирных счетчиков учитываются при распределении между потребителями объемов соответствующей коммунальной услуги, определенным с помощью домовых (групповых) узлов учета в точке коммерческого учета (в случае их отсутствия — определенных по нормам потребления).
Ранее мы сообщали о том, что украинцы будут платить за тепло но-новому.