Министерство социальной политики Украины подготовило новый порядок предоставления льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан в наличной форме. Порядок монетизации предлагается принять вместо отмененного в 2018 году. В чем суть нового предложения?
История введений и отмен
Впервые в 2016 году парламент принял закон, которым разрешил монетизацию льгот на проезд в общественном транспорте.
Потом правительство целых два года не могло разъяснить местным органам власти, как монетизировать транспортную льготу. А когда разъяснение пришло — была установлена социальная норма не менее 30 поездок в месяц — случился социальный взрыв.
В марте 2019 года Окружной административный суд Киева принимает решение, что право на льготный проезд не может быть ограничено тридцатью поездками. Потом правительство проиграло и апелляцию. В итоге транспортная монетизация в Украине так и не случилась.
На откуп местным властям
Новый Кабинет министров — на этот раз под руководством Дениса Шмыгаля и уже при президенте Зеленском — подготовил проект новой монетизации.
Предложение Минсоцполитики предусматривает, что решать — вводить монетизацию льгот или нет — будут местные власти. Если они пойдут на этот шаг, то льготники будут получать на руки деньги, если нет — будет действовать прежний порядок, при котором компенсации за льготный проезд получают перевозчики.
Также, согласно проекту, в случае монетизации на городских и пригородных маршрутах будет предоставляться денежная выплата, а на междугородних — компенсация, то есть та же выплата, но уже после осуществления поездки.
Периодичность и сроки выплаты утверждаются местными органами власти.
Кому положено?
Деньги должны выплачивать исполнительные органы территориальных общин:
- лицам, которые получают пенсию и государственную социальную помощь, — путем перечисления средств на текущие счета в банках или почтой;
- лицам, которые не получают пенсии и государственной социальной помощи, — путем перечисления денежных средств на их текущий счет в банке;
- одному из родителей ребенка с инвалидностью или детей (от шести лет), которые имеют право на льготный проезд, — путем перечисления денежных средств на их текущий счет в банке.
Но если льготник из «монетизированного» региона захочет воспользоваться льготой в «немонетизированном» — чтобы реализовать свое право, ему придется документально подтверждать факт поездки и требовать компенсаций в родном муниципалитете.
Кого лишат льгот?
Юридически, конечно, льгот никого не лишат — они положены по закону. Однако любая монетизация явно означает, что определенной части льготников не будет хватать средств на покрытие затрат на проезд.
И тогда снова появится две группы льготников: «пострадавшие» от монетизации, чьи расходы на транспорт возросли, и те, кто ездит мало и поэтому получает лишнюю копейку.
Татьяна Сярова