Ключевые тезисы:
- Большинство диафильмов не представляют интереса для коллекционеров в Украине.
- Исключение — редкие первые серии диафильмов (1930-е годы).
- Производство диафильмов в Украине прекратилось 20 лет назад, поэтому потенциал раритета теоретически существует.
- Реальными «золотыми жилами» могут быть оригинальные эскизы художников и мультипликаторов.
Интересны ли диафильмы коллекционерам?
Читал ваши письма и увидел просьбу: «Помогите оценить диафильмы. У нас их целая куча.» Я тут тихо и печально вздохнул. Потому что некоторые вещи совершенно не интересуют коллекционеров. И непонятно почему.
И сегодня я позволю себе поразмышлять на темы, отчего одни вещи коллекционируют и готовы ради них горы свернуть, а другие просто не замечают.
Ранее мы рассказывали, на каких рушниках можно заработать.
И дам вам полезные советы. Что можно было бы смело копить, сохранять, завещать внукам и правнукам. Не ударить в грязь лицом! Твердо знать, что ваши родственники не будут выносить на свалку вещи и бурчать: «Вот накопил дряни!»
Итак, отвечаю на вопрос о диафильмах. Я помню эти вечера. На ковер пришпиливали простыню. На стол ставили фильмоскоп и выкладывали бочоночки-баночки с разноцветными этикетками.
Затем выключали свет. И из фильмоскопа как из гиперболоида бил луч. В его свете кружились пылинки. Все сразу становилось загадочным и волшебным.
Потом с тихим скрипом появлялся кадр. Выползал металлический чуть коричневатый блок с шестью цифрами — месяц и год печати пленки. Я только недавно узнал, что это «служебный кадр-калибратор», в детстве все его видели, но никто не знал, что он означает. По нему можно было настроить изображение.
А потом тот, кто крутил ручку, начинал вслух читать то, что появлялось на экране. Кому-то это было по нраву — особенно если в доме не было телевизора. А кто-то с опаской поглядывал на взрослых: «Не сошли ли они с ума?» То есть это было развлечение для дошкольников.
Можно ли их продать? Отвечаю честно, без утайки: я не знаю ни одного коллекционера диафильмов в Украине. На аукционах они стоят копейки. Вот так.
Почему — не знаю.
На «eBay»*, где цены на все советское — заоблачные, где пасутся толстосумы и выкладывают деньги за любую ерунду, самая большая цена за кучу диафильмов — 100 фунтов (больше пяти тысяч гривень) за 36 штук.
Сказать вам «выбрасывайте их смело»? Я бы сказал: да — за редким исключением.
Немного истории про диафильмы
Диафильм впервые появился в 1934 году — в том году фабрика № 5 треста «Союзтехфильм» начала производство нового жанра: детские писатели на диаэкране. Первым опытом стал «Багаж» Маршака — с той самой картонкой и собачонкой.
За год фабрика выпустила около 100 названий для дошкольников и детей младшего возраста. По таким писателям и художникам, как С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский, Л. Кассиль, В. Бианки, Е. Чарушин, В. Лебедев.
Если у вас каким-то чудом оказался диафильм из первой серии, он может что-то стоить.
В начале 60-х в Киеве построили свой цех по производству диафильмов. За один рисованный кадр художник получал 60 рублей — деньги по тем временам немалые. А детям один диафильм обходился в 30 копеек — ровно два школьных завтрака.
Вот уже двадцать лет, как Украина диафильмов не производит. Не осталось ни цеха, ни пленок, ни эскизов. По идее тут то диафильмы и должны бы стать раритетом. Их уже не будет больше. Все! Конец фильма. Но нет.
Я купил себе диафильм «Дерсу Узала» по знаменитому оскароносному фильму за 200 гривен. Пусть лежит. У меня есть еще один редкий: «На свободу с чистой совестью». Его крутили заключенным перед освобождением. С рисунками «светлого будущего».
Много места не займет. А там глядишь и коллекционеры спохватятся.
На чем можно заработать?
А на что я бы советовал обратить ваше внимание?
Рассказываю.
Вход на знаменитую японскую студию «Ghibli» (джибли), которая выдает оскароносные мультфильмы, простым смертным закрыт. Седой, суровый бог студии — мультипликатор Хаяо Миядзаки — часто выбрасывает эскизы. Просто комкает их, и — в урну.
А стоит такой эскиз уйму денег. Десятки тысяч долларов! И вот представим себе, что японские мусорщики каждый день забирают пакеты от домов и офисов, в том числе из района, где находится студия. Пакеты в Японии прозрачные — это закон. Водитель мусоровоза видит, что внутри: бумага, папки, рисунки, наброски.
И что ему стоит — не вскрывая пакет, не тратя ни секунды, — аккуратно положить один такой пакет в кабину рядом с собой? У них строгий график. И нельзя ковыряться в чужом мусоре. А получает он ничтожно мало. И за один день обогатится. И мораль тут простая: иногда самые ценные вещи оказываются в самом неожиданном месте.
Все знают, кто такой Радна Сахалтуев? Не все вспомнят по фамилии, но его работы видели миллионы. Это художник-постановщик легендарных мультфильмов «Приключения капитана Врунгеля» и «Остров сокровищ».

У Радны Сахалтуева был свой фирменный, мощный карикатурный стиль — тот самый «перець»: носастые персонажи и моментальная узнаваемость. Такой рисунок ни с чем не перепутаешь.
Когда группа кинематографистов поздравляла художника с 90-летием, это было 15 мая этого года, Сахалтуев сказал, что живет уже слишком долго — и будто подвел черту под своей долгой, насыщенной жизнью. Он оставил нам своих бессмертных героев, а его наследие тут же появилось на аукционах.
Вот пример: эскиз «Капитана Врунгеля» — те самые Жулико Бандито — прямо сейчас продают за 10 тысяч гривен.
А пока я писал эту статью, не выдержал и сам купил его книжный эскиз за тысячу гривен.
Пусть лежит — после войны такие вещи обязательно подорожают. Миядзаки они бывают и у нас.
Читайте также:









