Охотницы на кукол — так я их назвал.
В каждой из них есть какой-то тихий, но упрямый азарт: найти старушку, уговорить её сделать куклу так, как делали в её детстве, а потом уже свериться со своими этнографическими записями и точно определить, что эта кукла — именно отсюда, из этой местности, из этого села.
У каждой земли — свои узлы, свои ткани, свои крошечные обряды, свои маленькие тайны.
И девушки идут по этим следам, как следопыты.
И, по-моему, успели в последний момент.
— Ой, доню! Ну какие сейчас куклы?! Стара я в куклы играть! — смеётся столетняя бабушка.
Но потом, поддавшись уговорам, начинает сосредоточенно сворачивать из тряпочек ляльку.
Натруженные, словно сплетённые из тёмных ветвей старого дуба, руки бабушки на секунду замирают — она вспоминает. А потом снова оживают и начинают быстро вязать узлы.
В детстве мать показала ей, как делать жёванку — кусок белой ткани, набитый разжёванным хлебом и завязанный узлом.
И, спеленав её, бабушка замирает.
О, какое же это было счастье, когда она, будучи совсем крохой в страшный Голод, нашла за печкой давно упавшую и затерянную жёванку младшей сестры.
Тихо плакала и ожесточённо грызла окаменевший хлеб.
Девушки-«охотницы за куклами» сидят молча, боясь потревожить бабушку и её седые, страшные воспоминания.
Эти экспедиции перед полномасштабной войной были. Эти бабушки боюсь не выдержали этого ужаса.
— Мой интерес — это народная кукла, — рассказывает Олена Сайдель. — Такая, может быть, непрезентабельная, не очень красивая, где-то с кривыми стежками, но сделанная руками бабушек!
(Олена участвовала в этих экспедициях.)
Олена — Хранитель. Вот точное слово. Она хранит то, что исчезает и может вовсе раствориться во времени.
Куклы из початков кукурузы, картины, намалёванные на дверных филёнках, вышитые молитвами рушники, оплавленные жаром свечей восковые свадебные веночки, которые хранили под образами.
Но это же сор? Зачем он нужен?
Это — то, что называется душой народа. Его соль. То, что хотели забрать, и что народ прятал.
Народные картины и «божественные» изображения
В советское время по поездам на станциях ходили глухонемые «коробейники».
Они продавали, объясняясь одними жестами, самопальные календарики со Сталиным, фотографии поп-звёзд, чёрно-белых котиков с раскрашенными розочками в двух цветах — небесно-голубом и малиновом — и фотографии, которые тогда называли «божественными».
Фотокопии со старых открыток. Немецких или дореволюционных.
С херувимчиками и кучерявыми детишками, водящими хоровод возле ёлки.
Я не ожидал, что встречу их спустя полвека — уже воплощёнными в народных картинах.
У Олены Сайдель есть несколько вариантов этой картины.
— Изначально это была немецкая открытка, которая попала на украинские земли после Второй мировой войны, — рассказывает она. — Тогда было запрещено всё религиозное: церкви, иконы. А эта открытка с ангелом, простирающим руки над детьми, идущими по мосточку, который вот-вот провалится, стала символом Божьей защиты.
Её начали перерисовывать. Народные самодеятельные художники копировали сюжет.
— У меня есть картины с этим изображением — и на холсте, и на фанере, и на толстой дёгтевой доске, и даже на картоне, на крышках от старых советских почтовых ящиков, — говорит Олена. — Эту картину так любили, так часто переписывали, что она фактически заменила в домах икону!
И что особенно интересно — эта открытка с ангелом и детьми известна по всей Европе, но только в Украине она прижилась и стала народной картиной.
Поэтому народная картина — моя особая любовь.
Олена собирает эти трогательные наивные картины, вышитые рушники и восковые свадебные веночки.
Началось всё с рушников. Основу её коллекции составили бабушкины рушники — старые, родом из Черкасщины.
Олена вспоминает: «На одном из рушников были такие слова — в детстве они меня немного пугали: “Под крестом моя могила, На кресте моя любовь”.»
Большинство людей думают, что рушники — это только узоры и цветы. Да, таких больше всего, но мир рушников огромен, разнообразен и гораздо глубже, чем кажется.
У одной Олены рушников с эпиграфической вышивкой — около ста пятидесяти.
В её коллекции есть и восковые свадебные веночки.
Почему “восковые”? Потому что каждый цветочек делали из бумаги, опускали в растопленный парафин, а затем в воду. Парафин застывал тонким слоем, делая цветок звонким и праздничным. Так девушки выходили замуж: одевали веночек, а сзади свисали ленты.
Какие там свадебные наряды тогда могли быть…
Во время Голодомора бедные люди меняли свои коралловые бусы и сорочки на сухари, картошку, зерно.
А потом пришла война.
— Моя бабушка, — рассказывает Олена, — говорила, что Советская армия освободила их село в сорок третьем году. До того они были под немцами, бабушке тогда было семнадцать. Когда немцы отступали, забрали всё: и коней, и еду — всё подчистую.
А потом пришла Красная армия — и забрала всё подчистую. Что припрячешь — всё выметали на „нужды армии“. Даже пыль муки из мешков выбили
А сеять-то надо.
Восемнадцатилетних девчат после оккупации сразу отправили в колхоз.
Бабушка рассказывала: была у них коровка — сухорёбрая, еле живая. Всем сказали брать коров, запрягать и пахать землю. Они жалели свою коровку, запрягались сами. «И корова плачет, и мы плачем», — говорила бабушка.
В эти тяжёлые времена в их село привезли людей из Ленинграда после блокады. Сказали: расселяем по семьям. Кому двоих, кому троих. Им поселили двух ленинградок. А те сразу заявили: «Вы немца кормили, были в оккупации — теперь кормите нас».
Бабушка говорила: мы сами недоедали, абсолютно нечего было есть, но отдавали им всё.
Ленинградки сказали: «Работать не будем, помогать не будем, ничего делать не будем».
А бабушка вздыхала: «Мы их так жалели… потому что сами Голодомор пережили. Всё лучшее им отдавали».
Прошла неделя–другая — и они увидели, что у ленинградок были красивые вещи, каких в селе не видели: крепдешиновые платья, туфли…
«А мы босиком ходили», — вспоминала бабушка.
Но потом, когда ленинградки увидели, как тяжело работают местные женщины, в них что-то человеческое проснулось. Они начали жалеть их, помогать.
До этого же могли пойти пожаловаться председателю сельсовета, что их «недостаточно кормят» или «чего-то не дали».
Потом ещё отец рассказывал: у него был однокурсник из Заднестровья, Белгород-Днестровского района. Он говорил: «Мы в сорок седьмом выжили только потому, что с братом ловили ежей. Их готовили — и так жили».
— Бабушка мне никогда не говорила «Голодомор», — говорит Олена. — Она говорила «голодовка». И всё это шёпотом. Рассказывала, как на Донетчине весной они наелись абрикосовых косточек… разбивали их, доставали ядра — и брат умер.
Во время Голодомора дети нередко ели абрикосовые косточки — разбивали их камнем и доставали ядра.
В этих ядрах содержатся вещества, особенно опасные для истощённого ребёнка.
И в эти страшные времена девушки всё равно выходили замуж.
На фотографиях того времени — жених в тёмном пиджачке и кирзовых сапогах, обветренные, загорелые от полевой работы лица.
А невесте что — какая там косметика. Хорошо, если удавалось достать цветастое платьице. Всё в селе было выскоблено дотла, всё обменяно на еду.
и только восковой веночек белел на голове — последняя крупинка красоты среди нищеты.
Трогательная, наивная, белоснежная прекрасная в своей простоте душа народная — прошедшая столько страшных лет боли и страданий.
И сейчас появилась мода: современные девушки, выходя замуж, хотят именно такие веночки — и чтобы сзади были не фата, а белые или цветные ленты.
Это стало возможным только благодаря таким людям, как Олена, — потому что они сохранили эту хрупкую народную красоту.
Вас также могут заинтересовать публикации:
Котлеты из цветной капусты – это легкая, полезная и вкусная альтернатива мясным блюдам. Они получаются…
Штрафы, отказы и блокировка услуг. Какие права вы теряете без регистрации по месту проживания и…
Неожиданные штрафы и декларирование. Что ждет путешественников на украинской таможне при возвращении из ЕС?
Очереди на вокзалах давно перестали быть нормальной частью путешествия. Сегодня есть инструменты, позволяющие планировать поездку…
Правильно подобранный озимый чеснок гарантирует стабильный урожай даже после суровой зимы. Рассказываем, какие сорта нужно…
Зимняя корректировка тарифов. Как изменится стоимость отправлений «НП» со следующего месяца?