По себе знаю, как больно смотреть на заброшенные села. Вокруг – печальная тишина, бурьян и дома с пустыми глазницами окон. Но вдруг на остановке выходят люди с рюкзаками, котами в переносках и птицами в клетках. Сразу видно, что это не туристы. Кто они и зачем сюда едут?
Ключевые тезисы:
- Городским — в село: В Украине растёт тенденция осознанного переселения горожан в сельскую местность.
- Новая жизнь среди старых хат: Люди не просто переезжают, а приносят в села новую энергию, возвращая жизнь в заброшенные уголки страны.
- Село как убежище и точка роста: В условиях войны и нестабильности село становится местом безопасности, автономии и внутреннего спокойствия.

Современные монахи без ряс
Каждый год в Украине исчезает около 18-ти сел и поселков городского типа. Но есть среди нас и те, кто, наоборот, уходит из городов в деревни. Их еще называют даже дауншифтерами, неоселянами или экопоселенцами. А кто-то и вовсе зовет их современными монахами без ряс.

Когда-то они были программистами, журналистами, фотографами. А теперь живут в хатах, топят печи, ухаживают за огородами и работают удаленно.
Для таких чужд мегаполис. Им ближе небо, тишина и ощущение свободы.
Хранительница природы и спасительница птиц
Осознано поменяла городскую суету на близость к земле и природе и Виктория Гусакова. Десять лет назад она с мужем переехала в Горишние Шеровцы — село на Буковине. Купили старый дом недалеко от леса и лечат подстреленных и сбитых машинами птиц.
У Вики живет около полусотни птиц — совы, канюки, ястребы, сойки. Есть просторные вольеры, кислородный концентратор, современный микроскоп – все как в настоящей лаборатории.

Место работы – лес
Пользуясь случаем, мы решили расспросить Викторию, как оно и стоит ли жить в селе? Как долго они выбирали дом, и какими критериями при этом руководствовались — ценой, состоянием, атмосферой, наличием земли или близостью к городу?
– Честно говоря, мы спешили съехать с арендованной квартиры потому, что катастрофически не хватало места, чтобы двигаться дальше в плане реабилитации диких птиц. Дом подбирали тщательно, искали подешевле с участком под вольеры и чтобы было недалеко от города. Ведь мы понимали, что придётся часто ездить за покупками в городскую ветеринарную клинику. И еще было обязательное условие – рядом с хатой должен быть лес, чтобы выпускать туда птиц прямо из вольеров. Мы ведь с мужем люди дикие. Наше место работы – лес, – улыбается Вика, спасительница птиц.

Жить «на мимнималках»
Да, Вика вместе с мужем давно мечтали жить подальше от города — там, где тишина и свежий воздух, где можно сходить по грибы и наблюдать за птицами на природе.

При покупке им достались три домика.

Один — немного разваленный внутри, который выполняет роль сарая.

А два других находятся в довольно хорошем состоянии. И там, что называется, можно было сразу жить «на минималках». А потом провели электричество и воду, сделали ремонт, чтобы было комфортнее.
– Первое открытие — это когда ранним летнем утром на дворе всего 10 градусов тепла и приходится надевать свитер, – рассказывает спасительница птиц. – Конечно, преследуют их перебои и с подачей электричества. Свет отключают часто. Напряжение скачет. При таких перепадах электрообогреватели почти не греют. Поэтому на следующий год после переезда в село мы установили буржуйку.
От воробья до канюка и про енота, которого нет
Виктория с мужем работают дома удаленно и оба занимаются фотографией. Сейчас у них семь десятков пернатых – от воробья до канюка, которых нужно и накормить, и лечить.

Люди в селе в основном доброжелательные, хотя случались и курьезы. Например, однажды по селу разнесли слух, будто у Вики живет енот. Приходили посмотреть. Енота, конечно, нет.
Природа, которая лечит
– Природа лечит, – признается Вика. – Достаточно подойти к лесу – и все тревоги уходят.
А вообще, по ее ощущениям, село все еще держится на пожилых людях, без которых оно бы потеряло свой колорит. Но здесь есть и дети, работает большая современная школа, которую также посещают школьники из соседних деревень.

Люди переезжают из городов в села ради тишины, земли, стабильности и безопасности.
– Война и перебои со светом сыграли в этом свою роль. Ведь обстреливают села все же меньше, чем большие города, – рассуждает Вика. – Здесь есть колодец, дрова, еда, а дом стоит дешевле городской квартиры.
Возвращая жизнь туда, где она угасла
Такие, как Виктория и ее муж, возвращают жизнь туда, откуда другие ушли. Они – «современные монахи без ряс» и новые хранители украинской глубинки.
И мчится в небе вылеченная птица
А тем временем неясыть срывается с Викиных ладоней, делая пару неуверенных взмахов и будто не веря в силу когда-то изломанных крыльев. И все же птица полетела, покружив над двором, где ее когда-то спасли, и ушла к небу.
А Вика не грустит: сегодня она выпустила в лес четырех своих подопечных. И они обязательно еще вернутся.
Читайте также:









