Ключевые тезисы:
- Американские пенсионеры выбрали Одессу своим домом, несмотря на войну.
Даже под обстрелами и во время блекаутов они не уезжают и остаются среди местных, разделяя с ними все тяготы жизни. - Их мотивы — не ностальгия, а философия жизни.
Ибрагим — свободолюбивый одиночка с дредами, Харрис — гражданин мира, разочарованный в американской системе. Их выбор — осознанный протест против западного образа жизни. - Пенсия в США — выживание, в Украине — жизнь.
Оба признают, что на свои выплаты в США были бы бездомными, а в Украине чувствуют себя частью сообщества, где ценится не только работа, но и человеческое общение.
Война, ракеты, блекаути — все это не испугало американских пенсионеров, уже много лет живущих в Украине, а именно в Одессе. Почему они отказались от тихой жизни за океаном и чем их привлекает украинский город во время войны?
Туристы исчезли, но двое остались
С началом полномасштабной войны в Одессе туристы исчезли. И не все.
Американские пенсионеры живут в обычном хостеле. Живут постоянно. Уже много лет. И не намерены уезжать. И нет, это не бывшие одесситы, как можно было бы подумать. Не те, кого на Брайтоне заела ностальгия. Это американцы, избравшие Одессу, раздираемые атаками шахедов и ракет.
Почему? Узнаем.
Ибрагим: «Я пойду куда и когда захочу»
На «Соборце» — месте, где собираются за шахматами наши «пикейные жилеты» и спорят о политике, играя в шахматы, часто можно увидеть этого удивительного дедушку.
Среди других он отличается самыми длинными седыми дредами (прическа из прядей спутанных волос)
Его зовут Ибрагим. Он американец египетского происхождения. А одесские девушки просто визжат во время встречи с ним и просят сфотографироваться.
К нему, как к гуру, также подбегают местные авангардные художники с просьбой оценить качество их работы. И «гуру» не отказывается, а благородно благословляет.
Живёт он в трехэтажном хостеле (после начала полномасштабного российского вторжения его стали называть «шелтер» — убежище). Ибрагим поселился здесь за несколько лет до войны.
Когда началось вторжение и улетели ракеты, Георгий — хозяин шелтера — решил, что теперь этот дом становится бесплатным пунктом для переселенцев из оккупированных регионов. После чего закипела новая тревожная жизнь: в приют ехали целыми семьями переселенцы – с детьми, стариками, животными. И днем, и ночью.
Это были уставшие, отчаявшиеся люди, потерявшие в мгновение ока все. А здесь они получали крышу и еду. Георгий покупал продукты и предметы гигиены. Да и европейские фонды со временем подключились.
Начались блекауты. Затрещали бензогенераторы. Темнота. Страх. Неизвестность. И вой воздушной тревоги.
И все же американцы не уехали. Почему?
Ибрагим на этот вопрос не ответил. Он просто молча указал на написанное в Фейсбуке свое жизненное кредо: «Я свободолюбивый человек, я пойду куда и когда захочу!»
Хозяин хостела (шелтера) Георгий Блощица рассказал, что Ибрагим никуда не собирается уезжать и говорит:
— Пусть его здесь, в Одессе, и похоронят.
Харрис: «безродный космополит»
— Он хочет, чтобы его бросили в море и скормили рыбам, — смеется другой пенсионер, Харрис. Ему 83 года. С 60-х годов, когда ему исполнилось восемнадцать лет, он купил велосипед и начал путешествовать. Сначала Америкой, а затем и во всем мире.
Но путешествовал он не по океанским лайнерам: где автостопом, где автобусом, где пешком. Жизнь заносила его и в раздираемые войнами страны. И Харрис говорит, что если сравнивать, в Одессе ему еще тихо.
— Бывало и хуже! У вас когда-то в СССР было выражение «безродный космополит». Это как раз обо мне. Я, как говорится, гражданин мира, – улыбается Харрис.
До того как перебраться в Одессу, он работал учителем в штате Калифорния. А чтобы заработать на пенсию, нужно было работать в этой системе не менее пяти лет.
— Я отработал всего четыре. И сказал, что больше не выдержу, – рассказывает он.
— А за счет чего же вы живете?
— Я инвестировал деньги в пенсионный фонд. И получаю немного денег от него.
До переезда в Украину Харрис также проживал в Италии. Жил там, как он говорит, на судне. В Италии действительно практиковали размещение мигрантов, неимущих и сезонных работников на пришвартованных судах. А убежищем для них были старые паромы или баржи, переоборудованные в общежития.
— В 2014 году я услышал о Революции Достоинства и Майдане, — рассказывает Харрис. —По итальянскому телевидению часто показывали демонстрации в Киеве, как погибают люди. Я решил поехать в Украину, чтобы самому понять, что там происходит. Направился сюда автобусом. Добирался три дня и две ночи. Уже напали на Крым, начали захватывать Донбасс. Я был в центре исторических событий.
В хостел Харрис пришел через пять дней после широкомасштабного вторжения. Тысячи людей тогда штурмовали поезда, пытаясь убежать от войны, а старец-американец, наоборот, невозмутимо прогуливался по городу, ощетинившемуся сваренными с рельсов «ежами».
— В своих путешествиях по миру вы бывали и в России. Туда не тянет?
— Я, может, и сумасшедший, но не дурак! — отвечает Харрис.
— Вы получаете выплаты от Пенсионного фонда. Хватило бы их в США для того, чтобы жить нормально?
— О-хо-хо! – Харрис воскликнул, как Санта-Клаус. – Я бы жил на улице! Я был бы настоящим БОМЖем.
— Какой самый негативный и позитивный опыт в Украине?
— Когда люди не готовы говорить по-русски (сам он знает восемь языков, но, к сожалению, не украинский; по-русски разговаривает с сильным акцентом), со мной несколько раз отказывались общаться. Только на украинском.
— А положительный опыт?
Харрис пожевал губами и продолжил:
— В США очень любят работать. Смысл жизни – это зарабатывать деньги. Если ты вышел на пенсию, ты все равно продолжаешь работать, чтобы доказать всем: «Я могу зарабатывать». У вас несколько по-другому. Старики умеют использовать свое время не только для работы. Но в то же время я вижу ваших пенсионеров на улице и супермаркетах, и мне страшно.
Я не был в США 27 лет. Но я вижу через Интернет, что происходит в Америке. И мне неинтересно туда возвращаться.
***
Георгий Блощица, владелец хостела:
— Таких пожилых американцев иногда у нас живет и несколько человек. Просто живут: читают газеты, смотрят телевизор. И уезжать они отсюда не собираются. Харрис, правда, каждые три месяца вынужден уезжать за границу*. Ведь у него нет вида на жительство. А потом он снова возвращается в Одессу.
И Ибрагим, и Харрис остаются жить в Одессе. Два чудака. Два гражданина мира. Они недовольны идеалами США, но с гордостью показывают паспорт с орлом.
Дмитрий Бакаев
*Как гражданин США, он обязан соблюдать срок пребывания в Украине. Самый простой вариант – кратковременный выезд в соседнюю страну, а затем повторный въезд. Так поступают многие иностранцы.
Читайте также: