В Евангелии сказано: «И когда Он благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:51).
Казалось бы, нет печальнее события, чем это расставание на Елеонской горе, когда воскресший Спаситель, Бог-Любовь, восходит на Небо, оставляя своих учеников на грешной земле… А между тем уже в следующем стихе евангельском мы с изумлением читаем: «Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью…»
Что же так обрадовало апостолов?
Отчего не печаль и скорбь о расставании с возлюбленным Учителем наполняли их сердца, а великая радость? Ответ на этот вопрос даёт нам Священное Писание: «Если пшеничное зерно, павши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» (Ин.12.24.).
Божье Сеяние на земле — это Сын Божий, Который умер на Кресте, чтобы воскреснуть. Но славное и радостное Воскресение, открывшее каждому из нас путь к Вечной Жизни, стало возможным только через страдания, крестную смерть и страшное сошествие во ад.
Господь умер, чтобы мы жили
Господь умер, чтобы мы жили. А нам надлежит умереть для временного — страстного, греховного — чтобы обрести Жизнь Вечную и стать детьми Божиими в Царствии Небесном.
Мы так привыкли к земле — к её полям и лесам, к её радостям и печалям, — что забываем о нашем Небесном Отечестве. Забываем, что Бог создал нас для жизни в раю, что мы — граждане Горнего Иерусалима.
Земля — не конечная остановка, а лишь место временного странствования. Это путь очищения, где душа, проходя через скорби, труды, покаяние и любовь, постепенно освобождается от греховных страстей и приближается к Богу.
Ведь, как сказано в Писании: «Плоть и кровь Царствия Божьего не наследуют» (1 Кор. 15:50).
Как говорил святитель Иннокентий: «Люби, сколько хочешь, землю и прилепляйся к ней — но ты оставишь её навсегда. Не здесь твоё место: оно или на Небе, или в аду».
Человек создан для вечности
Человек создан для вечности. Он — больше, чем любое другое живое существо. Он — образ и подобие Божие.
После Воскресения Христова человек уже не обречён вечно «добывать хлеб в поте лица своего». Бог приготовил ему иную, высшую участь — освобождение от греховных страстей, от тяжёлого, изнуряющего труда и от безнадёжной тоски. Человек призван стать гражданином Неба.
Откуда Церковь это знает?
Церковь узнала это в полноте — после Вознесения Господа, когда Сын Божий вознёсся на Небо, взяв с Собой и прославленную человеческую природу.
Страшно даже представить, что Вечная Жизнь могла бы быть предназначена нам здесь — на земле, в этой тленной и страдающей плоти, с изнуряющими страстями и грехами. Такая «вечность» действительно превратилась бы в ад.
Но, к счастью, Господь вознёсся, и этим открыл и нам путь к Небу — к иной жизни, в которой нет ни боли, ни смерти, ни скорби, ни страха.
Вот почему радуются и ликуют апостолы на Елеонской горе. Вот почему в празднике Вознесения Господня нет ни малейшей тени печали, хотя, казалось бы, это прощание. В этот день не звучит скорбь, столь привычная всякому расставанию, — потому что это не прощание, а начало новой близости с Богом.
Пусть же радость апостолов, свидетелей Вознесения, станет и нашей радостью. Пусть живёт в нас уверенность, что Христос не покинул мир, но вознёсся, чтобы открыть нам путь в Небо.
К СВЕДЕНИЮ. Вознесение Господне в 2025 году — 29 мая.
По материалам православной прессы
Читайте также: