До выборов в местные советы (25 октября 2020 года) осталось пять месяцев. И состояться они должны уже на новой территориальной основе – на уровне новообразованных территориальных громад и укрупненных районов (поветов). Однако в некоторых регионах до сих пор так и не определились с объединением громад и количеством районов и их границами. Каким образом в оставшиеся месяцы будет перекраиваться административно-территориальное устройство Украины?
Громады: добровольно-принудительное объединение
В Украине на сегодняшний день создано почти 1000 объединенных территориальных громад. Преимущества ОТГ вроде бы налицо – местному самоуправлению центральной властью передано больше полномочий, больше денежных ресурсов для их реализации. Хотя и ответственности, согласно полномочиям, тоже больше. Правда, по мнению многих экспертов, перед объединением громад для начала следовало бы обеспечить хорошую инфраструктуру, и в первую очередь – дороги. А громады создавать – добровольно, по желанию населения.
Однако, согласно нормам закона №562-IХ*, территории громад и их центры утверждаются решением правительства. Конечно, это не означает, что Кабмин в произвольном порядке будет определять структуру новых ОТГ. Основа для нового территориального устройства – перспективные планы формирования громад, разработанные облгосадминистрациями. Такие документы должны пройти широкие общественные обсуждения, их надлежит согласовать с местным самоуправлением и профильными ассоциациями. Конечно, идеальных решений нет. Невозможно учесть предложения абсолютно всех. Но все же были найдены максимально согласованные конструктивные решения. И, в соответствии с принятыми перспективными планами, в Украине планируется образование порядка 1400 громад.
Обязательное требование для создания ОТГ – возможность предоставления территориальными образованиями доступных и качественных услуг населению, независимо от места проживания. Во внимание принимаются также демографические показатели: численность населения, в идеале, должна превышать 5000 человек, количество школьников – более 500. Учитывается финансовая состоятельность: поступления от местных налогов и сборов, налогов на доходы физических лиц, возможность финансирования образования, «первички» здравоохранения, культуры, аппарата управления. Берется в расчет площадь громады (особенно для сельской местности, не менее 200 кв. км), неразрывность территории и наличие транспортного сообщения в ее границах.
Районы: 100 вместо 500 и без райсоветов
Укрупнение районов изначально было задумано для того, чтобы вместо почти 500, часто депрессивных, создать 100 сильных и процветающих, присоединив бедные к богатым. К тому же при этом сократится и огромная армия чиновников, чьи услуги окажутся ненужными. И действительно, во многих ОТГ админуслуги жители могут получать непосредственно в громаде. Причем райгосадминистрации вроде бы остались не у дел.
В течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона №562-IХ (14.05.2020) Кабмин должен подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады законопроекты о ликвидации и образовании районов. При определении количества и структуры новых районов учитываются следующие критерии.
- В районе должно быть не менее 150 тысяч населения. Это достаточная нагрузка на органы государственной власти, дающая возможность определять развитие территории по социально-экономическим показателям. Конечно, при формировании районов около крупных областных центров численность населения может превышать миллион.
- Центром района определяется крупнейший в его границах город. Он должен иметь развитую инфраструктуру и быть расположен в географическом центре районной территории.
- Территория района должна быть компактной, географически целостной и неразрывной.
- Зона доступности районного центра не должна превышать 60 км – то есть 1-1,5 часа езды. Правда, критерий этот при нынешнем состоянии автодорог и, порой, отсутствии транспортного сообщения довольно проблематичен.
Все новые районы должны быть утверждены до середины мая.
Планируется, что райсоветов в новых районах не будет. Но если изменения, касающиеся децентрализации, до октябрьских выборов в конституцию Украины не внесут – выберут временные районные советы, с минимальными полномочиями. Райгосадминистрации трансформируют в органы государственной власти префектурного типа. Префекты – представители центральной власти в районах – должны быть «быстрыми связными» между районами и Киевом. Тогда и реакция властей на различные события в регионах будет оперативнее.
Почему райсоветы против?
Ассоциация районных и областных советов обратилась к правительству с призывом урегулировать возможные нарушения в ходе реформы децентрализации. Причем внимание акцентируется именно на ликвидации местного самоуправления на районном уровне. По мнению Ассоциации, отсутствие в будущем райсоветов приведет к ухудшению предоставления социальных услуг и координации громад, так как без промежуточного субрегионального уровня, например, содержание вторичной медицины или учреждений культуры для громад будет сложным. Ведь далеко не все ОТГ на сегодняшний день могут напрямую получать деньги из госбюджета. Заостряет внимание Ассоциация и на том, что при формировании укрупненных районов и утверждении перспективных планов правительством не учитывается мнение самих громад. А отсутствие реальных обсуждений при формировании границ ставит под угрозу удобство проживания там людей.
По предварительным согласованиям с регионами, в Украине вместо 467 могут появиться до 115 районов. В результате перспектив на существование будут лишены порядка 350 населенных пунктов. Без широчайшей передачи полномочий территориальным громадам, убеждены эксперты, это будет обыкновенное укрупнение с, возможно, не лучшими последствиями. Впрочем, реформа еще не завершена.
*«О внесении изменений в некоторые законы Украины в отношении определения территорий и административных центров территориальных общин» №562-IX от 16.04.2020