Весной этого года правительство Украины приняло постановление, которым разрешило местным властям вводить механизм монетизации льгот. Этот вопрос рассматривался во многих областях, и даже были определены суммы компенсаций. Кое-где не определились до сих пор. Так, власти Киева намерены принять решение о монетизации льготного проезда осенью, а во Львове и Стрые монетизацию и вовсе отложили на 2019 год.
Первый опыт по внедрению монетизации уже осуществили в Моршине (Львовская область), и в августе местные льготники испытали это новшество на себе.
Моршин – город небольшой, с населением всего около 6 тысяч жителей. Из-за незначительной площади своих перевозок здесь нет, поэтому жители пользуются услугами междугородних перевозчиков, которые проезжают через их город. В свою очередь перевозчик выставил горсовету слишком большой и необоснованный счет за проезд льготников. Выбор был небольшой: либо соглашаться с его условиями, либо монетизировать льготы. В Моршине пошли вторым путем. К принятию такого решения подтолкнуло и то, что транспортная компания на свое усмотрение сужала перечень категорий граждан, имеющих право на льготный проезд. А это усиливало социальную напряженность среди населения.
Теперь власти компенсируют расходы 14 категориям льготников*, а ежемесячный минимальный размер выплат на человека составляет 135 гривен. Для некоторых категорий, например лиц с инвалидностью I группы, или тех, кто имеет льготы на междугородные перевозки, суммы выплат больше.
По подсчетам горсовета, монетизация обойдется местному бюджету вдвое дешевле, чем проезд льготников на бесплатной основе. В этом году сумма составит чуть более 430 тыс. гривен при годовом бюджете Моршина в 80 млн. гривен.
Мнение местных жителей по поводу монетизации проезда разнятся. Одни довольны новшеством, другие нет. К примеру, многодетная мама Диана Андруневчин настроена оптимистично. Во избежание косых взглядов водителей она и так платила в маршрутках. А сейчас получила 270 гривен на двух детей.
– Для меня это помощь. Я вожу дочь на кружок. Вот эти деньги и потрачу на оплату дороги, – рассказала женщина.
А вот пенсионерам проезд не компенсируют. Водители требуют оплачивать проезд «по полной» из-за того, что льготный статус пенсионеров не закреплен законодательством. И это действительно так. Единственным документом, который дает пенсионерам право льготного проезда, является Постановление Кабмина «О бесплатном проезде пенсионеров на транспорте общего пользования» №354 от 17 мая 1993 года (в редакции от 27.10.2017 г.), согласно которому расходы на проезд покрываются за счет госбюджета, а не средств местных властей. В итоге пенсионеры Моршина остались и без льгот, и без компенсационных выплат.
В горсовете признаются, что все-таки лучше, когда деньги перечисляются непосредственно перевозчику, тогда льготники могут пользоваться бесплатным проездом неограниченное количество раз. Да и пенсионеры в этом случае не страдают. Но эту точку зрения не разделяют перевозчики.
– Платить должен каждый пассажир. Тогда он будет себя чувствовать достойно, а не выслушивать от водителя нарекания. Власть же должна компенсировать людям проезд, – выразил свое мнение на этот счет председатель Ассоциации перевозчиков Львовщины Иван Велийка.
* В Постановлении Кабмина «Порядок предоставления льгот в наличной форме по оплате проезда всеми видами транспорта общего пользования на городских, пригородных и междугородных маршрутах» №197 от 14.03.2018 г. предусматривается всего 10 категорий льготников.
Сергей Задорожный.
По материалам «Deutsche Welle»
В каком возрасте можно будет выйти на пенсию в следующем году и какой стаж нужно…
Современные туалетные системы из пластика становятся незаменимым решением для загородных домов и дачных участков, где…
Правительство решил повысить финансовую помощь семьям погибших защитников.
Стало известно, какими погодные условия будут в первый зимний месяц. Чего ожидать.
Международная организации предоставит денежную помощь некоторым пенсионерам. Выплаты "приплюсуют" к пенсий.
Стартовала регистрация на получение новых денежных выплат для украинцев.