Получила знания от дедов-прадедов
Мать мастера, Ирина Козак, бабушка и дедушка, Анна и Михаил Рощибьюки, были членами Союза художников Украины. Сестра бабушки Павлина Цвилик, равно как и прадед и прабабушка героини, Иосиф и Мария Совиздранюки, занимались керамикой. А до них с гончарным колесом и печью работали их предки – семья Волощуков. Поэтому Иванна – мастер гуцульской керамики в пятом поколении. Женщина радуется, что этим искусством интересуется и ее внучка. Так что планирует ей передать знания.
Интересно, что это ремесло не является сугубо женским или сугубо мужским делом. Традиционно для изготовления изделий привлекается вся семья. Таким образом дети видят труд родителей, перенимают их опыт. Поэтому первыми учителями для Иванны стали бабушка и мама.
- У бабушки была гончарная печь дома, научила меня делать свистульки. А к маме я часто ходила на художественно-производственный комбинат, где она работала. Помогала ей и сама училась, — рассказывает мастер.
На том же комбинате она работала после окончания Косовского техникума народных художественных промыслов. Впоследствии присоединилась к родителям, когда они организовали небольшую керамическую мастерскую дома.
- Отец в молодые годы этим не занимался. А в 55 лет, после инфаркта, начал учиться у мамы, стал хорошим мастером. В то время родители имели свой гончарный круг, но не было печи. Потому выжигать носили на предприятие. Так продолжалось, пока комбинат работал. А потом и его не стало, – говорит Иванна.
Ее вдохновение и желание изготавливать рисованную керамику заставили оборудовать уже собственную мастерскую. Поначалу она была в летней кухне. Отладка процесса заняла годы: искали поставщиков материала, решали, где выжигать изделия. Упорный путь к мечте и поддержка мужа позволили со временем построить хоть и небольшую, но с полностью завершенным циклом производства мастерскую. Здесь теперь есть и гончарный круг, и электропечь для обжига. Мастер-классы мастера со времененм приобретали популярность, поэтому под них обустроили большой выставочный зал.
- Это была не только моя мечта, но и мамина. Я захожу в этот зал, где выставлены изделия, и получаю удовольствие. Здесь и показываю все, и учу желающих. Здесь нашлось почетное место для старинных работ моих предков: отдельный стеллаж занимают изделия мамы, бабушки и прабабушки. Некоторым до ста лет, – делится женщина.
Не просто посуда, а «рисованное золото»
Среди работ Иванны Казак-Дилеты посуда, столовая и для специй, декоративные тарелки, разнообразные вазы, кружки, обрядовые предметы, подсвечники, изразцы. На каждый товар – свой покупатель. Не успеет мастерица вынести новую тарелку в зал, а ее сразу покупают. А другие вещи ждут своих хозяев месяцами, а то и годами. А потом их бывало всей композицией кто-то решает приобрести.
-
Косовскую керамику называют «рисованным золотом» или «триколором». Местным мастерам удалось сохранить подлинность. Ведь для росписи сегодня, как и несколько столетий назад, используют только три цвета: зеленый, желтый и коричневый. Основа изделий всегда молочная, почти белая. Допускаются небольшие вкрапления голубого цвета, – объясняет мастерица.
Она добавляет, что традиционной и очень древней является также техника рожкования. Это когда по темно-коричневой глине рисуют белой.
Изделие рождается четыре месяца
От куска глины до готового изделия проходит около четырех месяцев. Технологический процесс достаточно сложен, зависит не только от умения мастера, но и от времени года. К примеру, зимой изделия высыхают дольше.
- Однажды я посчитала и таким образом определила, что одну тарелку я беру в руки 40 раз, пока она станет готовым изделием. Сначала погончарить, облить белой глиной, подсушить, зачистить, разрисовать, насечь, добавить коричневый цвет, зачистить. Даже когда работа сохнет, я ее каждое утро переставляю. Затем нужно выжечь первый раз. Нанести желтую и зеленую краски. Второй раз выжигаю. И самое главное до последнего момента я не могу быть уверена, что все удалось. Изделие может согнуться, треснуть и тому подобное, — говорит Иванна.
Даже производство красок для декорирования изделий остается традиционным. В качестве желтого красителя используют стронциановую краску. Зеленый производят на основе меди.
- Можно обратить внимание, что зеленый цвет у каждой мастерицы немного отличается. В этом есть определенный секрет. В моей семье, например, к медному основанию добавляют еще четыре составляющие. Так поступали мои предки, так поступаю и я. И никому чужому эти секретные составляющие не открою. Это наша семейная тайна, — отмечает женщина.
Фото из архива Иванны Козак-Дилеты
НАША СПРАВКА. Традиция изготовления косовской рисованной керамики относится к нематериальному культурному наследию человечества ЮНЕСКО.