Четверг, 21 ноября, 2024
ГлавнаяПенсионное делоБудущее пенсионных и социальных выплат – что рассказала об этом министр соцполитики...

Будущее пенсионных и социальных выплат – что рассказала об этом министр соцполитики Оксана Жолнович

Недавно министр соцполитики Оксана Жолнович поделилась планами правительства о будущем пенсионных и социальных выплат. Мы решили разобраться, что это за реформы, которые нам обещают, и действительно ли они улучшат нашу жизнь?

Философию на хлеб не намазать

В условиях войны количество граждан, нуждающихся в помощи и социальной защите государства, значительно возросло. Понятно, что правительство оказалось в сложной ситуации. При отсутствии денег в бюджете трудно проводить эффективные реформы, которые действительно пошли бы на пользу людям. При таких обстоятельствах приходится имитировать деятельность и из года в год анонсировать одни и те же будущие изменения, которые на самом деле не происходят и неизвестно, когда будут введены. И одно дело, когда красивые слова чиновников оказываются просто пустыми, другое – когда вероятные реформы могут усугубить жизнь еще больше.

Что же в очередной раз хотят изменить в правительстве? По словам министра соцполитики Оксаны Жолнович, «для реформы очень важно изменить философию нашей социальной политики». Она добавляет, что «поддержать каждого – это не просто, как привыкли у нас, заплатить каждому какую-нибудь выплату». Очень часто эта выплата, по мнению чиновницы, не помогает и ее нужно объединить с разными дополнительными услугами. «Сопровождать человека и подсказывать ему, как выйти из кризиса».

Однако философию на хлеб не намазать. Людям нужно выживать, а не какая-нибудь философия от министерства. На практике идет намек, что люди сами должны философски отнестись к своим проблемам и не ждать чуда от правительства.

В последнее время от министерства все чаще звучат такие слова, как «способность», «адаптация», «жизнестойкость». Интерпретировать это можно следующим образом: все способны себя обеспечить самостоятельно и не стоит рассчитывать на государство, мы дадим вам психолога, и он научит вас быть жизнестойкими в условиях бедности.

Зачем сокращать количество соцвыплат

До сих пор при формировании политики и назначении каких-либо выплат никто не задавал себе вопрос, с какой целью мы это делаем, для чего, чтобы человек какой результат из этого получил, – рассуждает чиновница.

То есть она берет на себя смелость подвергать сомнению все, что принимали за последние 33 года предыдущие правительства. Здесь идет прямой намек, что часть соцвыплат необходимо отменять. Впрочем, её можно понять. Денег в бюджете не хватает, а обязательств на себя государство взяло многое – больше, чем может выполнить. Вот и приходится теперь людям как-то это объяснять. К примеру, традиционно переложить вину на предшественников.

Психологическая поддержка вместо денег

Далее глава Минсоцполитики пожаловалась, что в стране недостаточное количество социальных работников и социальных служб:

Мы поставили упор и фокус именно на это, чтобы построить такую ​​способность в регионах, чтобы человек, оказавшийся в кризисе, не чувствовал себя заброшенным или одиноким.

Фактически создается огромный штат консультантов и психологов, которые подскажут, на что человек имеет право. А если человек недоволен, то просто его морально поддержат. Остается непонятным, зачем тогда в Украине существует и без того огромный штат госслужащих и должностных лиц местного самоуправления, которые должны работать с населением: проводить разъяснительную работу, консультировать, оформлять, помогать.

Тем не менее, в правительстве активно рекламируют уже упомянутую выше жизнестойкость. По словам Жолнович, министерство ввело три новых социальных услуги, закупаемых из центрального бюджета. В частности, комплексная услуга формирования жизнестойкости.

Мы заметили, что 70% наших граждан испытывают стресс. А стресс приводит либо к апатии, либо к агрессии, либо к невозможности выполнять свою работу. И мы должны помочь людям с этим справляться, – говорит министр.

То есть речь идет прежде всего об обычной психологической поддержке. Или, как говорят в министерстве, они «формируют коммьюнити» – чтобы человеку было с кем поговорить и кому поплакаться.

– Нам нужно выработать эмоцию не отторжения, а эмоцию эмпатии, содействия и сотворения, – добавляет Жолнович.

Мало того, что эти слова непонятны обычному человеку, так они действительно и не несут на практике никакого смысла в плане действенной социальной поддержки.

Что не так с прожиточным минимумом?

В министерстве снова признали, что прожиточный минимум, который формально задекларирован в государственном бюджете, недостаточен для того, чтобы обеспечить потребности человека.

Жолнович отмечает, что к прожиточному минимуму привязано много выплат, и если его хоть немного пересматривают, это влечет за собой огромную нагрузку на бюджет. И прямо говорит, что значительно увеличиваются выплаты некоторым чиновникам. Но почему заоблачные зарплаты отдельных должностных лиц до сих пор не ограничили хотя бы на время военного положения – вопрос остается открытым. Вместе с тем к прожиточному минимуму привязаны некоторые штрафы. И тут уже министр жалеет тех, кто платит штрафы, потому что они могут увеличиться.

Если говорить откровенно, то на утверждение реального прожиточного минимума и увеличения минимальной пенсии, например, до 6-7 тысяч гривен ресурсов у государства объективно нет. Поэтому, очевидно, в правительстве планируют вообще отказаться от понятия прожиточного минимума или отвязать пенсии от этого показателя.

Что такое базовая соцпомощь?

Эта тема плавно перетекает в рекламу вроде бы нового законопроекта о базовой социальной помощи, который должен гарантировать каждой семье определенный «стандарт дохода», который мог бы минимально обеспечить проживание этого домохозяйства. Однако об этой базовой помощи говорят уже не первый год.

Напомним суть обещанного новшества. Если семья имеет совокупный доход ниже определенного базового уровня, то ей будет назначаться социальная помощь по принципу субсидии. Это почти ничем не отличается от нынешней помощи малоимущим семьям. Просто вместо прожиточного минимума могут утвердить несколько большую величину.

С одной стороны, речь идет об объединении нескольких видов пособий в одно. Звучит просто и понятно. Но с технической точки зрения это не так. Часть пособий могут отменить вообще, и если человеку не будет хватать денег, то государство предоставит эту временную помощь для самых бедных.

Субсидии и повышение тарифов

Также Оксана Жолнович рассказала, что после поднятия тарифов на электроэнергию существенно выросли расходы из бюджета на субсидии.

— Люди этого не почувствовали, потому что к тому времени, когда поднялась стоимость электроэнергии, полностью цифровизировали этот вид помощи, – говорит министр.

То есть, она уверяет, что субсидии автоматически пересчитали и никто увеличения стоимости электроэнергии не почувствовал. Возможно, подразумевалось, что людям не пришлось переоформлять эту льготу. Но неверно подобранные слова вызывают еще большее негодование.

Пенсионная реформа

В который раз поднимается и вопрос о необходимости пенсионных реформ.

Мы за годы существования пенсионной системы так ее усложнили разного рода дотяжками, доплатами, надбавками, их там более 15 разных видов, что человек теряется в этом всем процессе. И сейчас мы на этапе пенсионной реформы, которая будет очень простой, – уверяет Оксана.

Сразу возникает вопрос: кто, начиная с 2020-го, а затем в 2021-м и 2022 годах ввел, например, возрастные надбавки пенсионерам 70, 75, 80 лет? Также были введены многочисленные «дотяжки» к минимальным выплатам в зависимости от возраста и стажа человека. Это, в частности, делалось и в 2023, и в 2024 году. Конечно, повышение пенсий еще и в условиях войны – это хорошо. Но в словах Жолнович есть определенное противоречие, ведь при нынешнем правительстве этих надбавок и «дотяжек» стало еще больше. И, кстати, помехой не стал никакой прожиточный минимум: его в прошлом году не повышали, а доплаты к пенсиям сделали – то есть могут, когда нужно.

Напоследок представитель правительства рассказала о балльной пенсионной системе. Впрочем, здесь снова не было никаких подробностей. Эту реформу премьер-министр Денис Шмыгаль анонсировал уже почти год назад, и с тех пор никаких сдвигов.

Напомним, что у реформы есть две составляющие.

Первая – существующие «коэффициенты», подставляемые в формулу расчета пенсии, заменят на «баллы». Основные принципы начисления от этого фактически не изменятся, и пенсионная система не станет более простой и понятной.

Второе – это обещание осовременивать пенсии всем одинаково: брать современную среднюю зарплату по стране каждый год для всех пенсий, независимо от даты их назначения. Потому что, как признает сама Жолнович, пенсия, назначенная в 90-е годы, и сегодня при одинаковом стаже и одинаковой должности, может разниться в два раза.

Следовательно, в правительстве признают, что индексация пенсий несправедлива. Но где найти деньги на такую ​​реформу? Ибо для поднятия старых пенсий необходимы дополнительные миллиардные вливания каждый месяц. А, как известно, социальные выплаты в Украине осуществляются в основном за счет международной помощи. К тому же, в меморандуме, подписанном с Международным валютным фондом, есть оговорка не увеличивать социальные выплаты, если это не подкреплено имеющимися финансовыми ресурсами.

***

Что же, как видим, в многочисленных громких заявлениях чиновников нет ничего нового, а некоторые из их обещаний выполнить просто невозможно.

Читайте также:

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине