Родители думают, что знают все о своем ребенке. Но однажды у ребенка вдруг появляется вымышленный друг, которого не существует в реальном мире. Хорошо это или плохо? И как вести себя взрослым?
Волшебная страна для малыша
Ребенок живет в совершено другом волшебном мире: в мире, где Карлсон столь же реален, как «домомучительница» фрекен Бок, а варежка может стать преданным щенком.
Воображаемые друзья, как правило, появляются у детей в возрасте 3-5 лет. И это абсолютно нормальное явление, обусловленное развитием воображения и творческих способностей.
Нет смысла, столкнувшись с этой «проблемой», сразу бежать к специалисту. Просто ваш ребенок наделен очень живой фантазией, и это вовсе не плохо. Воображаемый друг – прекрасный диагностический материал для родителей. Наблюдая за ним, можно узнать многое из того, чего вы даже не подозревали о своем малыше: в этих играх отражаются как проблемы самого ребенка, так и семьи в целом.
Есть проблемы?
Причин для появления воображаемого друга может быть несколько. Например, когда ребенок испытывает сильное давление со стороны родителей или, наоборот, их чрезмерную опеку. Тут над своим поведением следует задуматься родителям.
Если в рассказах ребенка о его друге фигурирует множество сюжетов о приключениях и фантастических мирах – это может быть симптомом нехватки реальных впечатлений. Вспомните, как давно вы в последний раз куда-нибудь с ребенком ходили, кроме двора с тремя качелями. А ведь ребенку необходимы новые впечатления также, как и взрослым.
Чаще всего воображаемый друг появляется, когда ребенок чувствует себя одиноким. Например, в семье появляется второй ребенок и все внимание родителей сосредоточено на младенце, или родители заняты собой больше, чем детьми. Тут рекомендация может быть только одна – больше общайтесь с ребенком и давайте ему возможность общаться с ровесниками.
***
Воображаемые друзья, как правило, ликвидируется сами собой к 7-9 годам. Если этого не случилось, значит — пора обратиться к психологу.
Советы мамам и папам
Как себя вести с воображаемым другом вашего ребенка? Самое главное – ничего не запрещать. В какой-то степени можно даже подыграть ребенку: выслушивать все истории и интересоваться самочувствием и делами очередного «Карлсона». Однако важно провести границу между фантазией и реальностью – отвечать за свои поступки должен сам ребенок, а не сваливать все на воображаемых друзей.
Ирина Тихомирова