Память — удивительная вещь, но с возрастом и она претерпевает изменения. Часто пожилые люди обращают внимание на интересную особенность: они лучше помнят события давних лет, чем то, что произошло вчера. Почему прошлое сохраняется в памяти лучше, вытесняя более свежие воспоминания?
Какая бывает память?
Существует несколько различных типов памяти, которые сосуществуют, не мешая друг другу. Они «действуют» в особых временных режимах и связаны с различными областями мозга. Это сенсорная, кратковременная и долговременная память.
СЕНСОРНАЯ ПАМЯТЬ удерживает в нашем сознании довольно четкую и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность ее хранения в мозге очень коротка, примерно полсекунды. Ее цель — не запоминать, а фиксировать события окружающего мира. В свою очередь, сенсорную память делят на иконическую (зрение), эхоическую (слух) и другие, соответственно органам чувств. Благодаря ей мы узнаем различаем запахи, горький и сладкий вкус, шум моря и паровозный гудок.
КРАТКОВРЕМЕННУЮ ПАМЯТЬ называют еще рабочей, или оперативной. Именно ею мы пользуемся чаще всего. Однако возможности этой памяти ограничены. С ее помощью запоминается всего пять-семь последовательных единиц информации, будь то слова, буквы или цифры. Но она отсеивает лишний материал, а с помощью повторения материал нужный, в том числе и сведения, поступающие из сенсорной памяти, переводит в долговременную. Она же и извлекает его оттуда в случае необходимости. Например, когда мы решаем трудную задачу или вспоминаем что-то важное.
ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ наиболее важная и сложная из всех. Емкость ее практически неограниченна. Она хранит наш опыт и знания, приобретаемые в течение всей жизни. В принципе человеческий мозг может вместить информацию, которая содержится в миллионах томов книг.
Тренировка для мозга
Наверное, не раз вы произносили фразы: «Куда же делись мои очки?» или «Где я бросила ключи?» А ведь это событие произошло совсем недавно. Почему случаются «провалы» в памяти?
С возрастом замедляется скорость психических процессов, снижается подвижность деятельности коры головного мозга. Общие механизмы возрастных изменений, безусловно, сказываются и на памяти. Здесь играют роль разные факторы: выход на пенсию, уменьшение активности и, как следствие, выполнение меньшего объема работы головным мозгом. Кроме того, на нормальную работу памяти влияют стресс, тревога, депрессия и апатия.
Страшного в этом ничего нет, если, конечно, ухудшение памяти не связано с какими-либо заболеваниями. Память можно тренировать и не давать ей ухудшаться. Для этого надо читать, пересказывать прочитанное, заучивать стихи. В качестве текстов для последующего воспроизведения выбирайте короткие рассказы Чехова, Лескова, Бунина, Зощенко, Ильфа и Петрова, О.Генри. При этом, разумеется, руководствуйтесь собственным вкусом и интересами. При заучивании стихов начинайте с четверостиший. Предпочтительнее выбирать классическую поэзию, отличающуюся легкой рифмой. Например, стихи Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Фета, Блока, Есенина.
Помните! Разгадывание кроссвордов, чтение, решение повседневных задач, общение – все это важно для того, чтобы держать память в тонусе.
Ирина Лобусова