В этом году исполняется 45 лет фильму «…А зори здесь тихие», который его создатели окрестили «лирической трагедией». Он стал предупреждением будущим поколениям о том, насколько страшна и бессмысленна любая война.
Режиссер посвятил фильм медсестре
Фильм «…А зори здесь тихие» был снят в 1972 году по одноименной повести Бориса Васильева. Режиссером стал Станислав Ростоцкий, который прошел всю войну. Его, раненого, спасла молоденькая медсестра, протащив на себе несколько километров до линии фронта. Кинокартина Ростоцкого стал посвящением ей и всем женщинам, познавшим ужасы войны. Сюжет фильма: в прифронтовой полосе группа девушек-зенитчиц вынуждена вступить в неравный бой с вражескими десантниками. Все пятеро погибают. Сотрудницы киностудии рассказывали, что при монтаже фильма Станислав Иосифович плакал, настолько ему было жаль погибших девушек.
Когда фильм был готов к показу, председатель Госкино сказал режиссеру: «Неужели вы думаете, что мы когда-нибудь выпустим этот фильм на экран?». После этого Ростоцкий понял, что его детище ожидает незавидная судьба. Правда, спустя совсем немного времени картину отправили на Венецианский кинофестиваль, где она получила специальный приз, а затем была номинирована на «Оскар».
Остроумову едва не сняли с роли
На роль старшины Федота Васкова Ростоцкий хотел пригласить Георгия Юматова. Однако что-то не сложилось, и главного героя сыграл 26-летний Андрей Мартынов. Сейчас можно сказать, что роль актеру удалась, но поначалу сцены с ним стали настоящим мучением для всей киногруппы. Мартынов, который должен был создать образ мужественного, умеющего найти выход из любого положения мужика, вообще ничего не умел. По словам Станислава Иосифовича, он был «крайне женственен», и его приходилось учить всему — стрелять, рубить дрова, грести. Из-за этого съемки продвигались очень тяжело. Но постепенно актер втянулся, освоил все, что полагалось знать сибиряку Васкову, и работа пошла.
Фильм стал дебютом для всех актрис, кроме Ольги Остроумовой. К тому времени она уже успела сняться в картине Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника». Но, несмотря на киношный опыт, ее чуть не сняли с роли. Невольными виновниками этого стали гримеры. Подбирая образ героини, она выкрасили волосы Остроумовой в рыжий цвет и сделали химическую завивку, что ей было совсем не к лицу. На пленке она выглядела настолько ужасно, что мосфильмовское начальство потребовало назначить другую актрису. И тогда Станислав Иосифович приказал гримерам оставить девушку в покое. Через неделю-другую завивка немного выпрямилась, краска сошла, и когда сделали следующие пробы, даже начальству пришлось признать, что Остроумова — это точное попадание в образ Жени Комельковой.
Во время съемок вызывали «скорую»
Современному зрителю может показаться, что снимать фильмы о войне не так уж и трудно, но это обманчивое впечатление. Молодым актрисам на себе пришлось ощутить боль от потерь и страх, увидеть уродливое лицо войны.
Соню Гурвич играла актриса Ирина Долганова. Когда ее гримировали для сцены гибели ее героини, Ростоцкий удалил со съемочной площадки Екатерину Маркову и Ольгу Остроумову, которые, по сценарию, находят погибшую подругу. Он хотел, чтобы их реакция была как можно естественнее. И когда девушки увидели лежащую Соню, ее совершенно неживое лицо, гимнастерку, залитую бычьей кровью, и слетевшихся на нее мух, у них стало плохо с сердцем. Перепуганному режиссеру пришлось вызывать для них «скорую помощь».
Актриса, сыгравшая роль Гали Четвертак, рисковала на съемочной площадке не меньше. Все хорошо помнят сцену, когда ее героиня выбегает из кустов с криком «Мама!» и гибнет от автоматной очереди. Режиссер хотел, чтобы следы от пуль и кровь зритель увидел на экране крупным планом. Пиротехники придумали специальную систему: на спину актрисе под гимнастерку прикрепили тонкую доску, а на нее провода и пакетики с искусственной кровью. Во время выстрела система срабатывала, гимнастерка рвалась в нужных местах и лилась кровь. Но пиротехники ошиблись и система рванула так, что разнесла гимнастерку в клочья. Если бы не доска, не миновать бы актрисе серьезных травм.
Елену Драпеко чуть не утопили в болоте
Но больше всех рисковала Елена Драпеко, которая играла Лизу Бричкину. Сначала сцену, где ее героиня гибнет в болоте, Ростоцкий снимал с дублером, но на экране это выглядело фальшиво. И тогда решили снимать вживую. В Карелии на болотах выбрали подходящее место. Взорвали там динамит, чтобы образовалась воронка, в которую должна была прыгнуть актриса. После того как Драпеко с криком уходила под воду, она должна была сидеть там столько, сколько хватит воздуха в легких. С режиссером она договорилась, что когда ее пора будет вытаскивать, она поднимет над водой руки.
Один дубль сняли достаточно быстро. А во время второго Драпеко решила подольше посидеть в болоте, чтобы оператор смог отснять, как на месте гибели девушки смыкается вода и расходятся круги. При этом актриса нечаянно сапогами углубила воронку, и когда пришло время показывать руки, чтобы ее вытащили, почувствовала, что дотянуться до поверхности воды не может. Помощник оператора, который считал метры использованной пленки, только по ним определил, что актриса слишком долго не показывается. Начался переполох, все бросились к воронке и с помощью деревянных щитов «выудили» девушку из болота.
***
В 2015 году вышла новая версия фильма «А зори здесь тихие». Несмотря на то, что картина не позиционирует себя как ремейк (новая версия известной постановки), сходств между обоими фильмами тем не менее больше, чем между книгой и каждым из них по отдельности.
Из актрис — в писательницы
Актриса, создавшая образ Гали Четвертак, Екатерина Маркова — дочь известных писателей Агнии Кузнецовой и Георгия Маркова, автора эпохальных романов «Соль земли» и «Строговы», вдова актера Георгия Тараторкина. Сейчас она занимается литературной деятельностью и пишет детективные романы.
Предки Лизы Бричкиной родом из Украины
Елена Драпеко, которая сыграла Лизу Бричкину, была совсем не похожа на свою героиню. Предки Елены Драпеко по отцовской линии — украинцы, выходцы из Черниговской губернии. Сама она воспитывалась в интеллигентной семье, занималась музыкой и балетом. Взять ее на роль Лизы режиссера уговорила жена Нина Меньшикова. Такое же решение общим голосованием приняла и съемочная группа. В результате Драпеко для большего сходства с образом нарисовали огромное количество веснушек и вытравили перекисью брови.