Сегодня актеру Александру Демьяненко исполнилось бы 80 лет. Он снялся более, чем в сотне фильмов, но его визитной карточкой осталась роль Шурика из серии знаменитых комедий Леонида Гайдая.
С юрфака — в ГИТИС
Родился Александр Демьяненко в Свердловске. Его мать была бухгалтером, а отец преподавал актерское мастерство в консерватории. Благодаря ему Александр увлекся театром — он занимался в театральной студии и учился в музыкальной школе по классу фортепиано. Первая его попытка стать актером потерпела фиаско — Александр очень волновался и поэтому не смог достойно пройти испытание. Он поступил на юридический факультет, но после первого же семестра понял, что юриспруденция его совершенно не привлекает. Через год Демьяненко снова повторил попытку, но на этот раз домой полетела радостная телеграмма: «Победа! Принят ГИТИС и Щукинское. Остаюсь ГИТИСе».
Учился Александр Сергеевич хорошо, но лекции посещал, что называется, по большим праздникам. Преподаватели только руками разводили: у всего курса было меньше пропусков, чем у него. Демьяненко мог на лекции попросить разрешения выйти и… уехать на несколько дней в родной Свердловск. Однако отчислить его у руководителя курса рука не поднималась — слишком уж он верил в успех своего студента.
Уже на втором курсе Демьяненко снялся в фильме «Ветер», а сразу после окончания института — еще в двух фильмах, которые были отмечены на Венецианском кинофестивале. Три года актер прослужил в театре Маяковского, но затем ушел в кино. Он переехал в Ленинград, так как много снимался на «Ленфильме», а кроме того, там ему дали квартиру.
Прошло несколько лет и Демьяненко стали узнавать на улицах, его фотографии печатали в газетах и журналах. Будущее вчерашнему студенту виделось исключительно в радужных тонах, а профессиональная карьера обещала быть успешной. Однако то, что случилось дальше, иначе, как насмешкой судьбы, не назовешь. Роль Шурика принесла Александру Сергеевичу невероятную популярность, но в то время никто и предположить не мог, что она буквально перечеркнет дальнейшую карьеру умного, талантливого и яркого актера.
Трюки в фильмах выполнял сам
В середине 1960-х годов Леонид Гайдай начал снимать комедию, которая носила название «Несерьезные истории», а ее главным героем был студент Владик Арьков. На главную роль Гайдай перепробовал более 40 претендентов, среди которых были практически все будущие звезды отечественного кино, но ни один результат его не устроил. Тогда кто-то посоветовал режиссеру пригласить Александра Демьяненко — молодого актера, который работает на «Ленфильме». Гайдай отправился в Ленинград, и главный герой был найден — это было стопроцентное попадание в образ.
По сценарию Шурик был блондином, и Демьяненко, у которого волосы были темного цвета, стали перекрашивать. Его жена позже вспоминала: «Его красили беспощадно, безобразно, до волдырей на коже. Хорошо еще, что у Саши волосы густые и, несмотря на все эксперименты, он не полысел». Уже во время работы кто-то из съемочной группы посоветовал Гайдаю «переименовать» героя в Шурика. Режиссер согласился. Изменили и название фильма — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
Фильм получил невероятную популярность, и Гайдай стал снимать продолжение под названием «Кавказская пленница». Все трюки, которые требовались в процессе работы, Демьяненко выполнял сам. Однажды он едва не погиб. Когда снимали сцену, где его герой висит вниз головой в спальном мешке, поднялся ветер. Спальный мешок, висящий на коряге, раскачало и ветка треснула. Все в ужасе застыли, а потом бросились вытаскивать «спеленутого» спальным мешком актера. К счастью, все обошлось благополучно: Демьяненко вытащили, а в горную реку полетела кукла. Ну, а эпизод так и вошел в фильм.
Дублировал все зарубежные фильмы
После успеха серии картин, где главным героем был народный любимец Шурик, Александр Сергеевич понял, что стал заложником этого образа. К нему бросались на улице, просили автограф, тут же переходили на «ты». Для интеллигентного актера это было тяжким испытанием. Кроме того, режиссеры стали считать Демьяненко комедийным актером и перестали предлагать серьезные роли. А это он воспринимал гораздо более болезненно, чем панибратство поклонников. Единственным положительным моментом были встречи со зрителями, которые в период вынужденной безработицы приносили хоть какие-то деньги.
Со временем Александр Демьяненко вынужден был заняться дубляжом зарубежных фильмов. Его голосом говорили самые известные актеры — Омар Шариф, Бельмондо, де Ниро. Озвучивал он и отечественных актеров, например, Андрея Миронова в фильме «Старые стены», Михаила Светина в картине «Не болит голова у дятла». И даже Донатас Банионис, у которого был сильный прибалтийский акцент, во всех своих фильмах «говорит» голосом исключительно Александра Демьяненко.
В жизни Александр Сергеевич был человеком сдержанным, и сам о себе говорил: «не компанейский». Его друзьями были Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич, Владимир Татосов. С первой женой Демьяненко расстался через 16 лет. У них не было ни ссор, ни скандалов, актер просто собрал свои вещи и ушел к другой женщине. Ею стала Людмила, режиссер дубляжа на «Ленфильме». С нею Демьяненко прожил 24 года, воспитывал ее дочь от первого брака, Анжелику Неволину, которая тоже стала известной актрисой. В последние годы у Александра Сергеевича стало сдавать сердце. Ему собирались сделать шунтирование, однако не успели — за неделю до операции, 22 августа 1999 года, он умер.
«Богатый человек Демьяненко»
После того, как на экраны вышел фильм «Большие гонки», Тони Кертис, которого озвучивал Демьяненко, приехал в Ленинград. Он захотел познакомиться с актером, который дублировал его для русских зрителей. По пути на встречу он небрежно поинтересовался у переводчика: «Наверное, Демьяненко очень богатый человек?». Кертис и предположить не мог, что актер, который блестяще озвучивал зарубежных звезд получал за свою не такую уж легкую работу сущие копейки. Впрочем, разубеждать голливудскую звезду не стали и Кертис так и уехал, уверенный в том, что наши актеры получают достойные деньги.