В этом году комедийному вестерну Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» исполняется 30 лет. Он входит в список самых популярных лент. Все актеры, которые снимались в нем, имели исключительно звездный статус, а кроме того, этот фильм стал последним для Андрея Миронова.
Партнершу для фильма Миронов выбирал сам
Судьба фильма «Человек с бульвара Капуцинов» была сложной и мало кто знает, что его могло бы и не быть вовсе. Когда Алла Сурикова дала почитать Андрею Миронову сценарий, он актеру категорически не понравился. Но Сурикова решила, что без него фильма не будет. Сценарий пролежал на полках «Мосфильма» шесть лет. В конце концов, Миронов оценил такую жертвенность и дал свое согласие.
Пробы на роль Дианы Литтл проходили Ирина Розанова и Ольга Кабо. Однако ни одна из них режиссеру не понравилась, и Сурикова предложила Миронову самому выбрать партнершу. Актер посчитал наиболее подходящей Александру Яковлеву, и не ошибся.
А вот Николая Караченцова Сурикова видела в роли Черного Джека, которого потом сыграл Михаил Боярский. Но Караченцову больше понравилась роль Билли. На пробах в эпизоде драки они с каскадером Александром Иншаковым так азартно тузили друг друга, что стало понятно: Караченцов просто создан для этой роли. Кстати, все трюки актер выполнял самостоятельно, даже после того, как сломал палец на ноге.
А вот к Олегу Табакову, который играл владельца салуна, у Суриковой было особое требование: его лицо должно быть «плюшевым», то есть коварно-добродушным. Актер быстро придумал, как добиться такого эффекта: он засунул в ноздри специальные трубочки, и его лицо приобрело нужное выражение. Кстати, хороший аппетит актера доставил группе немало хлопот. Перед съемками на барную стойку выставляли вазочки с орешками, которые он умудрялся съесть еще до того, как включали камеру. Но Сурикова придумала, как с этим бороться — на стойку стали выставлять емкости с бутафорскими орехами, с которыми и сняли все сцены в баре.
Лошадей выпрашивали у местного населения
Так как фильм снимали в жанре вестерна, там, конечно же, планировалось много сцен с участием лошадей. Для работы пригласили целый кавалерийский полк, которым руководил некий армейский капитан. Он ничего не понимал в съемках, зато обладал невероятным самомнением. В сцене, где дилижанс едет по прерии, возницу должен был изображать каскадер, но капитан был категорически против этого и посадил управлять экипажем солдата. Закончилось все тем, что лошади понесли, и дилижанс с актерами едва не перевернулся. Сурикова в непарламентских выражениях высказала капитану все, что думала о нем, и тот обиженный уехал обратно в столицу, прихватив с собой солдат и лошадей. Фильм оказался под угрозой, и пришлось обратиться к местному населению. Жители окрестных сел приводили на съемки своих коней, чем спасли фильм.
Женщин играли каскадеры
На студии «Мосфильм» вестерны никогда не снимали, поэтому найти там подходящий реквизит было невозможно. Съемочную группу выручила чехословацкая киностудия «Баррандов», а перья для индейских головных уборов с превеликими трудностями нашли на месте съемок. Однако во время съемки эпизода, где индейцы смотрят кино, один из актеров сымпровизировал — ножницами он остриг перья, которые загораживали его герою экран. У Суриковой едва удар не случился — головные уборы у каждого «индейца» были в единственном экземпляре, поэтому от повторных дублей пришлось отказаться.
Городок Санта-Фе из фанерных декораций, включая нарисованные кактусы, построили неподалеку от Коктебеля. Однажды разразилась буря и «городок» чуть не унесло ветром. Сурикова схватила лопату и лично бросилась укреплять декорации. Помогали ей только каскадеры — они вкопали дополнительные столбы и «город» выстоял. Зато большая часть съемочной группы в это время играла в карты. После выхода фильма Сурикова просила руководство сохранить декорации, но по распоряжению чиновников из Госкино весь «городок» сожгли.
Кстати, каскадеры в фильме выступили еще в одной несвойственной им роли. Все помнят эпизод, где дамы в восторге несут мистера Феста на руках. Однако, как выяснилось, актрисы поднять Андрея Миронова были не в состоянии. Выход из положения нашли быстро: в платья и шляпки нарядили каскадеров, которые сыграли свои роли с большим удовольствием, а заодно и развлекли съемочную группу.
Бутылки отливали из специального стекла
По законам жанра в фильме было много драк, во время которых требовалось разбить огромное количество бутылок, стекол и табуреток. Чтобы не травмировать актеров и каскадеров, все бутылки и оконные стекла были отлиты из специальной смолы. Пораниться таким стеклом невозможно, хотя при ударе оно и разлетается на множество осколков.
А вот с табуретками дело обстояло значительно сложнее. Мебель для такого кино обычно производят из легкого бальсового дерева, которое растет только в Эквадоре. Его постоянно используют для трюков в Голливуде, но стоит оно очень дорого. Сурикова долго думала, как выйти из положения, и наконец узнала, что бальсовое дерево используют для постройки дельтапланов. Она тщательно оделась, накрасилась и отправилась в столичный ДОСААФ, прямо к генералу. Войдя в кабинет, она с порога заявила: «Я пришла вас соблазнять». И действительно, Сурикова устроила генералу настоящий концерт: она пересказала содержание фильма, представила в лицах всех героев, спела все песни и станцевала все танцы, но добилась того, что ей выделили для съемок дефицитное дерево.
За год проката фильмпосмотрели 60 миллионов зрителей. В 1987 году, на кинофестивале «Золотой Дюк-87» в Одессе, «Человек с бульвара Капуцинов» был удостоен специального приза жюри «За достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства». На Международном кинофестивале «Женщины в кино», проходившем в Лос-Анджелесе (США), режиссер картины Алла Сурикова стала обладательницей первого приза. А по результатам опроса журнала «Советский экран» за роль Мистера Феста Андрей Миронов был признан лучшим актером 1987 года.