В Верховной Раде рассматривают законопроект №5548 «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно защиты прав потребителей», который расширяет права потребителей в сфере продаж товаров и услуг. В частности, законопроект предусматривает введение фото- и видеофиксации нарушений продавцов и доставку (возврат) «дефектных» товаров продавцу за его счет. Что еще поможет потребителям отстоять свои права?
Какие права могут появиться у потребителей?
Если предложенный законопроект примут, контроль над продавцами и производителями ужесточат, а у потребителей появится больше прав. О каких правах идет речь?
Фото- или видеозапись нарушений прав потребителя. Это правило распространяется также на право фотографировать ценники, помещения и другие объекты, принадлежащие продавцам и работникам сферы услуг, в том числе в кафе и ресторанах.
Возврат товара после открытия упаковки. Открытие упаковки не лишает потребителя права на обмен товара надлежащего качества или расторжения договора. В то же время, норма относительно сохранности ярлыков не отменяется — следовательно, если вы не уверены, что товар вам подходит, ограничьтесь только открытием упаковки.
Возврат товаров с дефектами обратно продавцу (изготовителю) за его счет. Ранее эта норма касалась только крупногабаритных товаров и товаров весом более пяти килограммов. Кроме того, если для проверки качества товара потребуется экспертиза, она также будет производится за счет продавца (изготовителя).
Требовать бесплатного устранения недостатков товара, работ (услуг) в ограниченный срок — не более 14 дней, или в другой срок, но с согласия потребителя. Ранее устранение недостатков должны были произвести в течение 14 дней с даты предъявления или по согласию сторон в другой срок, который, к слову, нередко затягивался на месяцы.
Крупный шрифт и реальные продавцы
Особое внимание в законопроекте уделяется размещению информации о товаре (услугах), сведений о производителе и продавце. Так, запрещается усложнять текст гарантийных обязательств и условий гарантийного ремонта. К тому же, эту информацию нельзя будет печатать мелким шрифтом или цветом, сливающимся с цветом фона.
Авторы законопроекта позаботились о людях плохим зрением и слухом: теперь информация на веб-сайте производителя или продавца должна быть доступной для таких людей. Обычно, для слабовидящих на сайте предусматривается функция перехода в «контрастный режим» (например, черно-белый) с использованием крупных шрифтов без рисунков и фотографий. А для слабослышащих – все видео- и аудио-материалы, опубликованные на сайте, должны иметь расшифрованную текстовую версию.
Учитывая, что все большей популярностью пользуются покупки через интернет, продавец будет обязан предоставить потребителю общие сведения о себе (наименование предприятия или фамилию, имя, отчество предпринимателя, адрес, наличие патента или лицензии). Эта норма позволит потребителю убедиться в реальности продавца, а в случае предоставления товара с недостатками – защитить свои права, ведь продавец не сможет просто так «исчезнуть».
Какими бывают недостатки?
Самыми спорными моментами в новом законопроекте эксперты называют термины «недостаток» и «существенный недостаток» товара, услуги (работы). Проблема в том, что в документе не уточняется, как именно определяется эта степень — «существенный».
При покупке товара с недостатками, потребитель имеет право требовать:
- пропорционального уменьшения цены;
- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
- возмещения расходов на устранение недостатков товара.
При выявлении существенных недостатков, потребитель вправе требовать:
- расторжения договора и возврата денег;
- замены товара на такой же или на аналогичный из числа имеющихся у продавца (производителя).
Юристы надеются, что до принятия законопроекта эти нюансы будут разрешены.
***
В целом эксперты отмечают, что нормы нового законопроекта приближены к европейским стандартам в сфере защиты прав потребителей, и направлены на усиление ответственности продавца и производителя. Если документ все же примут, то украинцы смогут добиться более внимательного отношения к себе со стороны продавцов.