Отвечает диакон Андрей Музольф:
«К сожалению, у многих людей, далеких от Церкви, складывается впечатление, что Церковь практически все запрещает, особенно то, что для современного общества кажется проявлением его свободы и вседозволенности: выпивку, вредные вещества (начиная с курения и заканчивая тяжелыми наркотиками), свободные половые связи. Однако все обстоит несколько иначе.
Главный дар, который Христос и Его Святая Церковь дает человеку – это дар свободы. Святой апостол Павел так и пишет: «К свободе призваны вы, братия». Но после этих слов Апостол делает существенное уточнение: «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал. 5:13). Свобода, данная нам Христом – это, прежде всего, свобода от главного нашего поработителя – греха. Ведь именно грех отделил нас от Бога и вверг в состояние смертности и тления. А то, что кажется проявлением свободы в сознании современного общества – «живи, как хочешь и делай, что хочешь» – это вовсе не свобода, а как раз утрата ее. Потому что, следуя собственным похотям, человек вновь ввергает себя во власть греха. Яркий пример тому – зависимость от курения или употребления алкоголя и наркотиков, от которой, как показывает практика, очень сложно избавиться.
Таким образом, Церковь запрещает и предостерегает человека лишь от того, что может причинить ему вред, а не просто лишает человека возможности испытать радость. Напротив, именно Христианство и призывает нас к радости и свидетельствует о важности радоваться: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18). Просто само понятие о радости, к сожалению, у верующего человека отличается от представления о ней у человека неверующего. Если для первого радость – это то положительное, что одновременно разделяет и тело, и душа, то для второго – радость – это кратковременное удовлетворение тех или иных похотей, которые впоследствии могут оставить в человеке отрицательный отпечаток на всю жизнь».