На вопрос о том, каким должно быть молоко, каждая хозяйка ответит по-своему. Кто-то при выборе молока обращает внимание на цвет, кто-то — на вкусовые характеристики. Но определить по-настоящему качественный продукт можно только в лабораторных условиях, ведь наличие, например кишечной палочки, на вкус не определить.
Чем разбавляют молоко?
В Центре Экспертиз «Тест» проверили качество молока. Для этих целей было закуплено 10 образцов молочной продукции. Два из них содержали, как было указано на упаковке, органическое пастеризованное молоко торговых марок «Органик милк» и «Этнопродукт». Остальные образцы — пастеризованное молоко таких торговых марок, как «Простоквашино», «Ферма», «Волошкове поле», «Молокія», «Слов'яночка», «Яготинське», «Добряна» и «Хуторок».
Во всех представленных экземплярах проверили микробиологические и физико-химические показатели, а также обратили внимание на содержание всевозможных примесей в молоке.
Учитывая, что молоко — однокомпонентный продукт и ничего лишнего в нем быть не должно. Единственное, что можно добавлять в молоко — это обезжиренное молоко или сливки, для того чтобы жирность молока была в норме. Тем не менее, часто, чтобы увеличить количественный показатель продукта, в молоко добавляют воду. За счет этого страдает качество — молоко теряет жирность и становится менее питательным. «Восстановить» жирность недобросовестным производителям помогают растительные жиры. В нашем случае ни один из заявленных образцов не содержал примеси воды или растительных жиров. Все торговые марки отвечают стандарту качества — содержат только молочный жир.
Также молоко проверили на наличие кишечной палочки и аэробных и анаэробных микроорганизмов (МАФАМ). Промышленное молоко обязательно должно быть пастеризованным и храниться в холодильнике. Благодаря этим двум факторам в таком молоке не должно быть никаких микроорганизмов. Но, к сожалению, есть и досадные исключения.
Так и по МАФАМ, и по наличию кишечной палочки провалила исследование торговая марка «Этнопродукт». По МАФАМ не прошел проверку образец «Молокія», по кишечной палочке — продукция торговой марки «Волошкове поле». Остальные семь образцов порадовали результатом и получили оценку «отлично».
Как насчет вкуса, запаха и упаковки?
По установленным правилам, молоко должно представлять собой однородную жидкость без осадка и хлопьев. Цвет молока — белый. Вкус и запах — чистые, без посторонних несвойственных примесей. Эксперты утверждают, что пастеризованное молоко должно обладать легким привкусом пастеризации. В целом, большинство образцов справилось с этой задачей. Оценку «удовлетворительно» получила только торговая марка «Этнопродукт». На вкус и по запаху молоко было кисловатым, несмотря на то, что срок годности не был просрочен.
Также эксперты изучили упаковку и маркировку представленной продукции. Они пришли к выводу, что производители молока «Волошкове поле» вводят потребителей в заблуждение. Так на упаковке молока написано «живой продукт», в то время как молоко пастеризованное. А на упаковке молока «Organic milk» указан стандарт ДСТУ 4417, хотя это номер стандарта на кефир, а на упаковке молока должен быть указан ДСТУ 2661:2010. Оценку «удовлетворительно» за упаковку продукта в мягкие пакеты получили «Добряна», «Хуторок» и «Молокія».