Понятия греха и добродетели в разных культурах и религиях очень похожи. Именно поэтому о них говорят, как об общечеловеческих законах и принципах. И хотя заложены они были еще в самом начале развития цивилизации, сегодня на этих принципах строится система права во всем мире. Однако есть и характерные для каждой культуры отличия, например, в понимания греха.
У католиков: нельзя грешить и против себя тоже
Согласно Катехизесу Католической Церкви, есть семь основных пороков, которые затягивают человека во множество греховных поступков, отдаляя его от Бога. Это гордыня, скупость, зависть, гнев, похоть, обжорство и уныние. В противовес главным грехам Церковь выделяет и семь нравственных добродетелей, которые, наоборот, делают человека ближе к Богу. Это смирение, отрешение от земных благ, целомудрие, милосердие, умеренность, терпение и трудолюбие. (Эти качества считаются добродетелями и в других религиях.)
Однако такое деление довольно условно, и верующим иногда бывает трудно классифицировать тот или иной свой грех, чтобы исповедовать его. Более широко и подробно человеческие страсти описаны в другой классификации. Она основана на определении того, против кого направлен грех. Например, есть грехи против Святого Духа (отчаиваться или сомневаться в милосердии Божием), ближнего (позволять грех или побуждать к нему), Бога (стыд за свою веру), против Церкви (не соблюдать пост) и самого себя (жить прошлым, замыкаться в мечтах, не исполнять обещанного). Есть также грехи, «вопиющие к небесному наказанию». Это тяжелые проступки, такие как умышленное убийство человека, угнетение бедных, вдов и сирот, лишение платы за исполненный труд.
У православных: Бог не приемлет ложь и семейные распри
В Православии тоже принято выделять семь так называемых смертных грехов (гордость, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность и уныние). Однако богословы не ставят знак равно между «смертным» и «непростительным», потому что, согласно православной доктрине, в любом грехе можно покаяться, тем самым дав шанс своей душе на спасение. Кстати, такое деление человеческих пороков отнюдь не библейское. Впервые эту классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Параллельно существует и другая классификация — от святителя Игнатия Брянчанинова, который проповедовал в XIX веке. Она содержит не семь, а восемь групп грехов.
- Чревообъедение (объедение, пьянство, нарушение постов, излишняя любовь к плоти).
- Любодеяние (блудные ощущения, принятие нечистых помыслов, нехранение чувств).
- Сребролюбие (любовь к деньгам, имуществу, желание обогатиться, воровство).
- Гнев (вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мщение, клевета, осуждение).
- Печаль (огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога).
- Уныние (леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве).
- Тщеславие (искание славы человеческой, хвастовство, любовь к одежде, роскоши).
- Гордость (презрение ближнего, предпочтение себя всем, колкое насмешничество).
Если же обратиться к Библии, то близкую нашему пониманию классификацию можно найти лишь в Ветхом Завете, а именно в Книге притч Соломоновых (6:16-19). Здесь говорится: «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый, руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».
У мусульман: если покаялся — больше не греши
В исламе тоже есть несколько делений грехов, например, по степени тяжести, а также -по частям тела или органам чувств, ответственным за их совершение. В частности, Коран называет около полусотни больших и малых грехов. К первым относят идолопоклонничество, клевету, убийство верующих, бегство с поля боя, употребление свинины, ко вторым — ношение мужчинами украшений и шелка, а женщинами прозрачной или облегающей одежды, прием пищи из серебряной и золотой посуды, перешептывание в присутствии третьего собеседника.
Исламские теологи также говорят о грехах неверия, тела и нравственных грехах. Причем вторая группа имеет более широкую классификацию. Так, выделяют, например, грехи языка, рук, ног, живота, глаз, ушей и половых органов.
За каждым грехом в исламе должно следовать покаяние (тауба). Кстати, у мусульман, в отличие от христиан, есть особый вид покаяния (тауба ан-насух), при котором верующий намерен больше не совершать конкретный грех. И такому покаянию необходимо неукоснительно следовать.
У иудеев: просто помолиться — недостаточно
Иудаизм рассматривает грех как нарушение или неисполнение конкретной заповеди. А их в иудаизме, напомним, целых 613. Согласно учению евреев, любой греховный поступок всегда является преступлением против Бога, неподчинением Его воле. Однако все они имеют разную степень тяжести. Так, прегрешения против ближнего, например, считаются более преступными, чем нарушение религиозных и ритуальных законов, а публичное пренебрежение законом более греховно, чем нарушение его не на людях. Отличительной чертой иудаизма является то, что в некоторых случаях одного лишь раскаяния мало, необходимо еще и вещественное, материальное искупления своего греха. В частности, проступки против ближнего не подлежат искуплению даже в День Всепрощения, пока виновник не возместит убыток пострадавшей стороне, а обидевший кого-либо не получит от него прощения.
Нет греха, но есть карма
В отличие от других мировых религий, в буддизме нет понятия греха как такового. Нет также и практики его искупления. Буддисты не считают, что человек грешен от природы и его судьба в руках Спасителя. Они уверены, что совершение плохих или хороших поступков — это личный выбор каждого. И если человек не хочет увидеть последствий своих деяний (а последствия неукоснительно последует, потому что это закон кармы), то ему стоит лишь перестать совершать поступки такого рода. Если же он продолжит в том же духе, то после смерти его ждет своеобразный ад, где душа «грешника» будет пребывать до тех пор, пока не очистится и не будет готова к перерождению в более высоких мирах.
Напомним, ранее мы рассказывали, можно ли искупить свои грехи.