Уехав более года назад из обстреливаемого РФ Херсона в Одессу и прячась сейчас в одесском подвале от эрэфовской же баллистики, читаю в телеграм-канале высказывание главы дипломатии Евросоюза Жозефа Борреля: «В Европе есть порядка 100 батарей «PATRIOT», но мы все еще не можем дать им 7 (семь!) из них, о которых они отчаянно просят». Вот я и решил и для себя, и для вас, уважаемые читатели, покопать поглубже тему этого странного меморандума.
О заверениях-обещаниях
Давайте начнем с того, что означает слово меморандум. В переводе с латыни меморандум означает «то, о чем следует помнить». Меморандум не является международным договором в полном смысле этого слова, это всего лишь «заверение о намерениях», своеобразная декларация о том, что две стороны (или больше) видят вот такую-то проблему так-то. Ну и что вам напоминают подобные «заверения-обещания»? Мне это напоминает выражение «Обещать — не значит жениться». Вот и нам что-то пообещали. Кстати, а что? Вот полное название документа: «Меморандум о ГАРАНТИЯХ БЕЗОПАСНОСТИ в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия». Там шесть пунктов, их следует знать для понимания (даю в некотором сокращении):
1. рф, Великобритания и США подтверждают Украине свое обязательство уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины.
2. рф, Великобритания и США подтверждают свое обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Украины, и что никакие их вооружения никогда не будут применены против Украины, кроме как в целях самообороны… в соответствии с Уставом ООН.
3. рф, Великобритания и США подтверждают Украине свое обязательство воздерживаться от экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода.
4. рф, Великобритания и США подтверждают свое обязательство добиваться незамедлительных действий Совета Безопасности ООН по оказанию помощи Украине как государству-участнику Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающему ядерным оружием, в случае, если Украина станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия.
5. рф, Великобритания и США подтверждают в отношении Украины свое обязательство не применять ядерное оружие против любого государства-участника Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающего ядерным оружием, кроме как в случае нападения на них, их территории, на их вооруженные силы или их союзников таким государством, действующим вместе с государством, обладающим ядерным оружием.
6.Украина, рф, Великобритания и США будут консультироваться в случае возникновения ситуации, затрагивающей вопрос относительно этих обязательств.
Чего стоит меморандум?
Вот сижу я в подвале и размышляю: ну и какова цена этому документу, подписанному в Будапеште 5 декабря 1994 года? А вот вам мысли подписавшего его президента США Билла Клинтона. 4 апреля 2023 года «Европейская правда» процитировала его мнение из интервью ирландскому вещателю «RTЕ»: «Я чувствую личную причастность, потому что я ЗАСТАВИЛ их (Украину — ред.) согласиться на отказ от ядерного оружия. И никто из них не верит, что Россия пошла бы на это (вторжение — ред.), если бы Украина все еще имела свое оружие», — сказал он. Страдалец, да и только.
Еще бы, ведь еще в январе 1994 года Клинтон подписал трехстороннее соглашение с тогдашними президентами россии и Украины Ельциным и Кравчуком о ликвидации арсенала стратегического ядерного оружия, которое осталось в Украине после распада СССР. А потом уже стал подписантом еще и Будапештского меморандума. А сейчас США помогают нам оружием дозировано, «в день по чайной ложке» — сравнительно с тем, что нужно, чтобы мы сами, своей кровью гарантировали свое, да и соседей наших западных, существование на Земле. О гарантиях забыли, на них и на нас просто тупо «забили». Кстати, от чего «избавили» Украину, которая ОДНА из всех подписантов полностью свои обязательства выполнила?
Какой ядерный арсенал у нас был?
Наш ядерный арсенал состоял из 176 межконтинентальных баллистических и более 2,5 тысячи тактических ракет. До 1996 года 2 тысячи ядерных боеприпасов были уничтожены, остальные – вывезены в рф (!). 1 июня 1996 года последняя украинская ракетная установка была передана россии. В 2000 году стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95 мс передали россии в рамках соглашения о разоружении Украины. После распада СССР в Украине было 89 различных бомбардировщиков. Часть порезали на металл, другую — передали стране-агрессору. Ту-95 мс там было около 60 штук, мы добавили им еще 23. И сейчас они «работают» по нашей территории.
Что Украина получила взамен, помимо, конечно, мыльного пузыря под названием «гарантии безопасности»? Компенсацию стоимости высокообогащенного урана в ядерных боеголовках, финансовую помощь для уничтожения своих межконтинентальных баллистических ракет, шахтных установок и бомбардировщиков. А еще около $980 млн. топливом для АЭС и списание части газовых долгов рф.
Могли ли мы отказаться?
Ну а теперь — эмоции в сторону. И зададимся вопросом: а могла ли Украина не подписать «Б.М.», отказаться от предложения расстаться с ядерным арсеналом? Или это было, как в романе «Крестный отец» Марио Пьюзо: «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться»?
Вот мнение Валерия Чалого (Посол Украины в США в 2015–2019 гг.): «Сохранение ядерного потенциала могло бы оградить Украину от российского вторжения, хотя это еще вопрос. Но практически неизбежно превратило бы нашу страну в Северную Корею еще тогда, в 1990-х». «Но кто же нам тогда позволил бы не быть в изоляции и иметь ядерное оружие? Если бы мы хотели быть изгоем, как Северная Корея, то можно было бы идти по такому пути. Давление было огромное, и вряд ли удалось бы избежать такой ситуации», – заявлял Чалый в одном из интервью.
Другое время
И в завершение — Роман Бессмертный — политик, Посол Украины в Беларуси в 2010-2011 гг. Как участник Минского переговорного процесса в 2015-2016, 2019 годах он давал мне обширное интервью в мою бытность херсонским журналистом, понравился своими профессионализмом, логикой. Вот, вкратце, что он сказал в интервью «Радио UA Чикаго», отвечая на вопрос: «Чем было подписание Будапештского меморандума — ошибкой, предательством или необходимостью?» Системы управления и пароли были в москве. Украина к ним доступа не имела. Россия тогда имела две трети ядерного оружия СССР, Украина — одну треть. До сих пор никто не понимает, как Ельцину удалось обжулить ООН, заявив, что рф — правопреемник СССР. Вот «сильные мира сего» и решили оставить «ядерку» россии, а Украине «порекомендовать» ее отдать. Кстати, на сегодняшний день все это оружие было бы непригодно к использованию, начиная ещё с нулевых годов, без привлечения специалистов, предпрятий, сервиса из рф. Так что «решение Украины вывезти это оружие со своей территории было НА ТО ВРЕМЯ абсолютно правильным».
***
Но сейчас уже не ТО ВРЕМЯ. Как-то уроженка Киева Голда Мабович, во всем мире известная как Голда Меир, много лет бывшая знаковой персоной в Израиле, сказала: «В Израиле нет ядерного оружия. Но если понадобится, мы его применим».
Валерий Боянжу, Херсон — Одесса