Вопрос читателя: «Насколько мне известно, запрет на христианское погребение и поминовение самоубийц связано с невозможностью принести покаяние за совершенный грех. Смертный грех отторгает человека от Церкви, и следовательно, до покаяния грешник пребывает вне Церкви. Этим же объясняется практика не отпевать погибших на различных игрищах, в пьянстве, в разбое.
Насколько логична нынешняя практика лишения христианского погребения самоубийц, если при этом мы отпеваем всех подряд кающихся и некающихся, верующих и неверующих? Или теперь смертные грехи уже не разделяют человека с Церковью?»
Отвечает протоиерей Константин Островский:
— Церковное правило не отпевать самоубийц и других людей, явно и до последнего момента отвергавших Церковь, не следует считать карой за особую тяжесть греха. Если бы таким людям отпевание было полезно, то, конечно, их нужно было бы отпевать.
Но подумайте: если человек при жизни решительно отрицает Православную веру, до последнего дня отказывается от покаяния и причащения Святых Христовых Тайн и в таком состоянии умирает, то не будет ли жестоким насилием над его душой совершение церковного чина отпевания? Каждый из нас избирает себе место в вечности, избирает всей своей жизнью. Кто-то располагается быть с Богом (и у каждого такое расположение — в своей мере). А кто-то располагается не быть с Богом (и это несчастное расположение у одних людей более интенсивно, а у других менее). Когда мы о человеке, который не захотел быть со святыми, просим Бога: «Со святыми упокой», мы скорее усугубляем, чем облегчаем его страдания.
А вот представьте, что в храме идет Пасхальная заутреня, все христиане радуются, а какого-то человека обманом затащили в храм, у него душа к Богослужению не лежит, он рвется на улицу, пусть даже там, на улице будет ветер и снег, а в храме тепло и светло. Хорошо ли будет насильно удерживать этого человека, не давать ему выйти из храма?
Царство Небесное — это Храм Божий, в котором вечно идет торжественная служба Богу. Вне Царства Небесного — тьма кромешная. Но тот, кто хочет во тьму, должен быть отпущен во тьму.
Знал я одну семью много лет назад, несколько братьев и сестер, крещеных в детстве еще до революции. Все — верующие, а одна сестра — рьяная атеистка. Даже говорила, чтобы ее рядом с верующими родственниками не хоронили.
Перед смертью она долго болела, дочь предлагала пригласить священника, чтобы исповедаться и причаститься хотя бы перед смертью. Она твердо отказалась и попросила положить ей в гроб под подушку партбилет. Так и сделали. А отпевать и поминать в Церкви не стали, хотя среди знакомых были и вполне церковные люди. Потому что духовное насилие не свойственно Православному христианству.
Церковное поминовение на Литургии, на молебне, на панихиде — это внутренняя жизнь Тела Христова, и участвовать в жизни этого Богочеловеческого организма могут только члены Церкви. Но это отнюдь не означает, что православному христианину нельзя лично молиться Богу о своих близких, живых и усопших, даже если они вне Церкви.
О живых молимся, чтобы Господь призвал их к покаянию, даровал им истинную веру, соединил их Святой Своей Соборной и Апостольской Церкви. Об умерших вне Церкви молимся, чтобы Господь, сколько возможно, облегчил их вечную участь.
К СВЕДЕНИЮ. В Великом посту установлены три поминальные субботы. В этом году — 30 марта, 6 и 13 апреля.
Урожая все нет, а дерево растет уже не первый год? Причин отсутствия плодов у сливы…
Не обязательно быть шеф-поваром, чтобы создать закуску, которая украсит любой стол. Вместо банальных бутербродов –…
Для клиентов одного из самых популярных банков страны были введены важные изменения. До тех пор,…
Пенсионер Юрий Петренко считает, что Пенсионный фонд незаконно пересчитал его пенсию по двусоставной формуле. Разбирается…
Известный благотворительный фонд объявил о выдаче денежной помощи украинцам. Кто ее может получить и как…
В Украине достаточно странно высчитали нормы прожиточного минимума для граждан. Так, женщине полагается два платья…