О броских заголовках и популярности любой ценой
Ровно полвека назад, когда я был студентом, любил, как, возможно, и многие из вас, читать «Комсомолку». С той поры и врезалась в память статья, в которой журналист негодовал по поводу методов достижения популярности, применяемых СМИ на «загнивающем Западе». В частности, речь шла о передовице, то есть первополосном материале в одной из итальянских газет. И заголовок критикуемой статьи я запомнил с точностью до буквы: это он у меня закавычен выше.
Через много лет, став журналистом, редактором, шеф-редактором родившейся в Херсоне приватной газеты, я очень быстро сообразил, что броский заголовок материала, а тем более первополосного — это практически полная гарантия того, что номер быстро раскупят. В этом и разгадка появления парализованного насильника в тогдашней итальянской газете. Номер явно расхватали, как горячие пирожки, а там, как говорится, хоть трава не расти.
А вот теперь — к причине того, почему я решил озвучить эти свои «рассказы пожилого зайца».
Новости—«хреновости»
Ежедневные новости вы узнаете чаще всего из интернета. Или вы сами туда вхожи, или, что более вероятно, узнаете интернет-новости от соседей или в очередях. Так вот, знайте: тот полувековой давности «художественный свист» из итальянской газеты о парализованном насильнике — это невинный детский лепет по сравнению с тем, что творят ныне некоторые в интернете.
У них во главе угла стоит задача не проинформировать, а успеть первыми вбросить новость. Пусть это даже никем не подтвержденная «хреновость» — это даже лучше. С их точки зрения. Больше пользователей зайдут на сайт, клюнув на заголовок с «парализованным семинаристом», а на основании этого больше рекламодателей захотят поставить свою рекламу. И дороже за нее заплатят. Потому и появляются в интернете заголовки типа «У нас в шесть раз подорожает электричество!» И все аж бегом — читать этот поток сознания.
Почему такая моя оценка? А как иначе это назвать? Источник информации – «не пожелавший афишировать свое имя министерский чиновник». Назавтра идет вброс «уточняющей» информации — также с заголовком, провоцирующим зайти и прочитать. Типа, ой, к счастью, все это не подтвердилось, но вы обязательно подпишитесь на наш интернет-канал, у нас всегда оперативная информация.
А вот более свежий случай: «Греция отдает Украине все свое уже не эксплуатируемое тяжелое советское вооружение». Класс, пригодится! Это же ПВО «Тор», «Оса», С-300, зенитные установки ЗУ-23-2. Через несколько дней — резкое заявление пресс-секретаря тамошнего Кабмина: «Должна же быть грань фальшивым новостям! Греция не будет рисковать обороной страны».
О журналистской этике
За свою уже более чем четвертьвековую журналистскую жизнь я брал десятки интервью, а вот сам давал интервью лишь единожды, когда был удостоен звания «Заслуженный журналист Украины». Помнится, в числе многих других прозвучал и вопрос о моем отношении к журналистской этике. Коллега явно ожидал от меня стандартный ответ: мол, очень даже уважаю я эту этику, ну и соблюдаю, ясное дело. Но я ответил то, что думаю: нет никакой журналистской этики. И врачебной тоже нет. И у слесаря ЖЭКа нет своей отдельной этики, и у продавца картошки на базаре нет. Есть одна — ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ этика, общая для всех. Совесть нужно иметь и инструкцию по ее использованию.
«Фильтруйте базар!»
Что ж, уважаемые сограждане, вот вам резюме всего вышесказанного. Уж простите за жаргон, но «фильтруйте базар!» Вы ведь, образно говоря, живете на базаре, где продают товар под названием «новости». Есть продавцы порядочные, но нередки и жулики. И уверение типа «да это же в интернете сказали!» вовсе не является «знаком качества» новости. Мы же с вами никогда не верили тому, что на заборах пишут. А вот мне сейчас, пожалуйста, поверьте: критически относитесь ко всем новостям — и вы дольше проживете, не портя себе нервы. Фраза Станиславского «Не верю!» должна вспоминаться каждый раз, когда вам сообщают «суперновости», да еще с аховым заголовком.
И знаете, уважаемые, вышесказанным я вовсе не открываю Америку. Ниже — мнения известных, уже вошедших в историю людей.
- «Если собака кусает человека — это не новость. Новость — это если человек кусает собаку».
Чарльз Дейна, издатель газеты «Нью-Йорк сан» - «Заголовки удваивают размер событий».
Джон Голсуорси - «Новости — это все то, что заставляет женщину воскликнуть «О господи!»
Эдгар Хау, писатель и журналист, США - «За всю неделю ни одной мировой катастрофы! Для чего же я покупаю газеты?»
Карел Чапек
Наверное, достаточно? Убедил? Думайте! Добра вам, пользуйтесь проверенными источниками.
Валерий Боянжу, Херсон — Одесса