С Николаем Алексеенко, автором тридцати двух книг поэзии и прозы, я познакомился на подведении итогов общенационального конкурса «Українська мова – мова єднання». Глядя на него, семидесятишестилетнего, по-юношески подтянутого, с искринками смешинок в ясных глазах, я невольно вспомнил запавшие в душу слова американского актера Ричарда Гира: «Говорят, старость – закат возраста. Но есть закаты, на которые останавливаются, чтобы посмотреть». Общаясь с Николаем Васильевичем, я убеждался в том, что именно он и есть один из таких «закатов».
Первыми игрушками были награды отца
С литературным словом Николай Алексеенко по-настоящему подружился, когда учился на факультете журналистики Киевского государственного университета имени Т.Г. Шевченко. Когда трудился в районных газетах, публиковался в журналах, коллективных сборниках. Постепенно родилась первая книга стихов. Я спросил Николая Васильевича:
— Одну из своих книг вы озаглавили – «Сердце, опаленное войной». Почему именно так?
Он, тяжело вздохнув, ответил:
— Не случайно, Виктор Иванович. Первыми моими игрушками были награды отца – боевые ордена и медали. Он прошел польскую, финскую и Вторую мировую войны. Воевал механиком-водителем танка. В одном из боев попали под жуткий обстрел. Из всего экипажа чудом выжил только он. Тяжело раненный в голову, попал в госпиталь. Врачи не решились удалять пулю – риск был огромный. Так мой батя и носил всю жизнь этот фронтовой «подарок» в голове. Он разрешал мне иногда осторожненько прикоснуться к той немецкой «игрушке». С той детской поры память навеяла сюжеты многих моих стихов. В том числе и опубликованных в книге, о которой вы спрашиваете. Ее предваряют такие строки:
Серце, обпалене війною,
Николи в світі не згаса.
Бодай єдиною струною
Творити буде чудеса.
И вот опять проклятая война
— Глубокий след оставила в сердце и так называемая необъявленная война в Афганистане. Не обошла она стороной и моего сына Виктора. Из нашего Широковского района, там я жил до переезда в Кривой Рог, погибли семеро парней, недолюбивших и недомечтавших: Николай Лазебный, Виктор Ведьмецкий, Геннадий Голощук, Виктор Косовщук, Степан Наконечный и Николай Струк.
— Всех поименно помните.
— А как же иначе. О каждом из них я написал и поэтические строки. И вот опять проклятая война, навязанная нам рашистами. Снова матери и отцы хоронят своих детей. И я, как журналист и поэт, не могу стоять в стороне от этого всеобщего горя.
— Жюри конкурса высоко оценило вашу книгу «100 дней войны».
— Это исповедь сердца именно опаленного войной. Я, повествуя о нашем тревожном повседневье, осуждаю рашистов, обращаюсь к обезумевшему Путину, ко всем россиянам, чтобы они отрезвели, набрались разума и прекратили кровопролитие. Тяжело сегодня нам, украинцам, но мы готовы, как говорится, отдать последнее ради того, чтобы на своей родной земле, в свободной Украине зажить в мире и согласии.
Никогда не надо унывать
— Николай Васильевич, в вашем литературном багаже есть несколько книг сатиры и юмора.
— Да. Одну из них я назвал: «Смейтесь на здоровье». Отец говорил мне: никогда не надо унывать.
— Вы открываете эту книгу словами:
Якщо хочеш посміятись,
Книжку в руки цю візьми:
За живіт свій будеш братись
І… вмиватися слізьми.
Николай Васильевич улыбается и говорит рассудительно:
— Сегодня, когда мы утомлены разрушениями и отрицаниями, важно давать людям повод для улыбки.
— Какое у вас жизненное кредо?
— Я не стану на дорогу греха.
— Ваша супруга, Мария Семеновна, очень душевно исполняет песни на ваши стихи. А чем она занимается на пенсии?
— Кстати, на мои слова сочинили музыку тринадцать композиторов. Среди исполнителей и Светлана Билоножко. А моя Маша, кроме всего прочего, прекрасный кулинар. Издала книгу собственных рецептов.
Недавно, после моей победы на литературном конкурсе в Ужгороде, нам дали возможность посетить Испанию. Гуляя по городу, заблудились. Обратились к молодым людям, на пантомимах объяснили, что к чему. И когда сказали, что мы из Украины, они в один голос закричали: «О, Украина! Шевченко, Зеленский!». И доставили нас в гостиницу. И ни копейки не взяли. О чем это говорит, Виктор Иванович?
— Пусть читатели популярной газеты «На пенсии» поразмышляют над вашим вопросом. А вы посоветуйте им, что надо делать, чтобы прожить долгую жизнь и стать «закатом», который заставляет останавливаться, чтобы полюбоваться им.
После некоторых раздумий мой визави сказал:
— Точного рецепта, хоть и народной медициной увлекаюсь, не дам. А скажу главное: надо быть честным всегда и везде. И в первую очередь перед самим собой.
Виктор Мамонтов