Август — месяц щедрый. Начинается сбор урожая — идет жатва, собирают яблоки, мед. Именно на август приходятся фруктовые церковные праздники — Спасы: Медовый, Яблочный, Ореховый. Все Спасы объединяют многовековые традиции: в праздничные дни принято ходить в церковь, освящать мед, орехи, фрукты.
Какова история этих праздников? Какие народные поверья на Спасы существовали у наших предков?
Медовый Спас
В старинном греческом Часослове возникновение этого праздника объясняется так: из-за летней жары в августе Константинополь страдал от распространения различных болезней; поэтому издревле установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус. Видимо, изначально праздник назывался не «происхождение», а «предысхождение», то есть вынос.
В некоторых местностях Первый Спас именовался также Мокрым. В этот день совершался чин водоосвящения, для чего служители церкви отправлялись к источникам, озерам и рекам. Крестьяне же считали полезным купание в освященных водах. Ну, а наиболее известное название — Медовый Спас — идет от обычая подрезать, или заламывать, соты именно в это время.
Говорили, что если пчельники не вскроют соты и не извлекут мед, то его вытаскают соседские пчелы. Пчеловоды строго соблюдали обычай приносить в этот день в церковь свежесобранный мед для освящения. Кроме того, крестьяне несли в церковь семена и овощи, которые освящали как первые плоды летних работ.
В южных регионах освящают также маковые головки, поэтому праздник обрел еще одно название — Маковый Спас. В этот день готовили различные кушанья с использованием мака — например, булочки и пирожки.
Мак наделяли и сверхъестественными свойствами. Считалось, что если обсыпать семенами дикого мака дом, никакая злая сила в него не проникнет.
Яблочный Спас
19 августа — второй Спас, праздник Преображения Господня. Евангелие рассказывает, что незадолго до Своей смерти Иисус, призвав трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна, взошел на высокую гору. По преданию, это была гора Фавор. Долго взбирались они по крутым тропинкам и, поднявшись очень высоко, остановились на вершине. Все житейское и суетное осталось далеко позади. Над головою простиралось небо. Здесь Господь начал молиться, а апостолы, утомленные трудным восхождением, задремали. Внезапно пробудившись, они увидели ослепительный свет, исходящий от Христа — лицо Его сияло, как солнце, а одежды стали настолько белыми, что блистали подобно снегу. А рядом со Христом стояли два человека, о которых ученики догадались, что это великие древние пророки Моисей и Илия… И вдруг светлое облако окружило Иисуса с пророками, и голос раздался из облака: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». В страхе апостолы упали ниц, а когда поднялись, Иисус уже был один. Это евангельское событие и послужило основой для установления праздника Преображения.
Преображение в в этом смысле — это не только преображение души, но и преображение окружающего мира. Зримым образом будущего преображения мира является созревание плодов в садах к концу лета, как результат трудов целого года.
Освящая плоды в день Преображения, Церковь выражает надежду, что все земные труды освятятся благодатью Божией. В Византии в этот день освящали колосья пшеницы и виноградные гроздья — те плоды, которые во время литургии претворяются в Тело и Кровь Христовы. На Руси освящение винограда было заменено освящением яблок. Отсюда праздник и получил название Яблочный Спас.
К этому времени, естественно, в садах массово созревали яблоки. Их собирали, ели с медом и сахаром, а также готовили из них разные блюда. Иногда, доедая последний кусок спасского яблока, загадывали желание и верили, что оно обязательно исполнится.
29 августа — третий Спас, день Спаса Нерукотворного. По преданию, Нерукотворный образ отпечатался на полотнище, когда Христос утер им Свое лицо. Образ хранился в городе Эдесе, в Сирии. Когда он был захвачен арабами, византийский император Константин велел выкупить образ. В 944 году образ был перенесен в Константинополь и в честь этого события установили празднество.
На Руси Нерукотворный образ очень почитаем. Со знаменами, на которых был вышит образ, воины шли в бой.
В народе третий Спас называли Спас на полотне, или Холщовый, а также Хлебный, Ореховый. К этому дню крестьянки заканчивали белить домашние полотна, освящали их святой водой, после чего начинали продавать, поэтому и название у Спаса Холщовый.
Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день обязательно пекли пироги из муки нового урожая, говорили: «Третий Спас — хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас». А еще с этого дня христианам разрешалось есть орехи нового урожая, поэтому Спас еще и Ореховый.
Третий Спас праздновали достаточно широко, поскольку Успенский пост к этому дню уже заканчивался, а значит, можно было ставить на стол мясные и рыбные блюда.
Хозяйки делали хлеб и пироги с грибами из новой муки, готовили блюда с орехами и угощали ими всех родных и гостей. Считалось, что, если человек отведает в этот день от каждого блюда, исполнится любое его желание и появятся деньги.
Еще в этот день из ореха делали банные веники. Наши предки верили, что такой веник поможет вылечить любую болезнь, даже самую тяжелую. Только ореховые веники нельзя было сушить и хранить рядом с вениками, связанными из ветвей других деревьев.
Современные туалетные системы из пластика становятся незаменимым решением для загородных домов и дачных участков, где…
Правительство решил повысить финансовую помощь семьям погибших защитников.
Стало известно, какими погодные условия будут в первый зимний месяц. Чего ожидать.
Международная организации предоставит денежную помощь некоторым пенсионерам. Выплаты "приплюсуют" к пенсий.
Стартовала регистрация на получение новых денежных выплат для украинцев.
Каждое домашнее растение не только украшает интерьер, но и доставляет радость своему хозяину.