Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.
«Чтение указанных псалмов верующими во время нападения врагов, будь то видимых или же невидимых, можно объяснить самим содержанием этих псалмов. Так, весь 26-й псалом, например, является свидетельством души, верующей в Бога и всецело надеющейся на Него. Псалом начинается словами: «Господь — просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?» Святитель Афанасий Великий, рассуждая над смыслом приведенных слов, отмечает: тот, кто доверился Богу, освобождается Им от всякой неприятности и превозмогает все супротивные силы.
Подобное можно сказать и о 90-м псалме. Святой царь и пророк Давид посредством этого псалма словно обращается ко всякому верующему в Бога: «Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих».
Однако если в 26-м и 90-м псалмах откровенно говорится о помощи Божией, сопровождающей верующего на всех его путях, то 50-й псалом, на первый взгляд, подобных слов не содержит. Но его смысл, с богословской точки зрения, очень глубок. Если 26-й и 90-й псалмы являются молением, обращенным к Богу с просьбой об освобождении от всевозможных неприятелей, то 50-й псалом направлен на борьбу с главным «неприятелем» человека – его грехом.
50-й псалом – это плач души, осознающей свою греховность. Человек словами 50-го псалма просит Бога: «наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя», так как понимает, что грех – это самая главная проблема. Святые отцы говорят: тот, кто увидел свой грех, намного больше даже того, кто воскрешает мертвых.
Грех – главная преграда, которая стоит между нами и Богом, а потому именно преодоление греха должно стать для каждого заветной целью всей нашей жизни. Ведь для человека намного важнее освободиться вовсе не от тех, кто враждует против него или кто хочет доставить ему какую-нибудь неприятность, а от того, что внутри самого человека является враждебным началом против Бога – от собственного греха».