В домах у многих пенсионеров есть счетчики горячей и холодной воды. Они помогают пожилым людям хоть немного сэкономить при оплате за коммуналку. В то же время, при эксплуатации водомеров у потребителей возникают разные вопросы.
Как часто надо поверять водомеры?
Если вы установили в своем жилище приборы учета воды, то рано или поздно их нужно будет поверять. Обычно межпроверочный интервал каждого водомера указан в его паспорте. Кроме того, после очередной поверки дату следующей сотрудники водоканала записывают в акте ввода счетчика в эксплуатацию.
Как утверждают сотрудники водоканалов, поверка приборов, установленных до 2005 года, производится раз в три года. Межпроверочный период водомеров, установленных после 2005 года, увеличился до четырех лет. Это усовершенствованные модели, поэтому их поверяют реже.
За чей счет проводят поверку?
Этот вопрос требует детального разъяснения.
Порядок формирования тарифов на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения (Постановление Кабмина Украины №869 от 1 июня 2011 г.) предусматривает, что предприятия питьевого водоснабжения имеют право включать в состав тарифов по централизованному водоснабжению затраты по периодической поверке, обслуживанию и ремонту приборов учета воды, которые являются собственностью водоснабжающего предприятия (пункт 61).
Так как индивидуальные приборы учета питьевой воды не являются собственностью водоснабжающих предприятий, любые работы с индивидуальными приборами учета воды рассматриваются как услуги, за которые предприятие получает отдельную плату. Другими словами, поверку счетчиков воды оплачивает потребитель.
По разъяснению специалистов, поверка квартирных приборов учета воды должна включаться в плату за обслуживание дома (квартплату). В этом случае плановая поверка водомеров в многоквартирных домах будет проводиться за счет ЖЭКа.
Надо сказать о том, что это объяснение не лишено здравого смысла, так как периодическая поверка, обслуживание и ремонт квартирных средств учета воды, в том числе их демонтаж, транспортировка и монтаж после поверки предусмотрены в Типовом перечне услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий (Постановление Кабинета Министров №529 от 20 мая 2009 г.).
Кто следит за поверкой?
Следить за наступлением срока поверки и не пропускать его должны потребители. Работники водоканала не обязаны уведомлять потребителей об окончании межпроверочного интервала индивидуального прибора учета воды.
Если вовремя не провести поверку водомеров, то по окончании межпроверочного интервала потребителя переведут на среднюю норму потребления за последние три месяца. А по истечении еще одного месяца просрочки плата за услуги будет начисляться по нормам потребления. Основанием для таких действий водоснабжающей организации является п.15 Правил предоставления услуг централизованного отопления, снабжения горячей и холодной водой и водоотведения. Поскольку реальное потребление воды гораздо меньше, чем нормативное, потребителю выгоднее проводить поверку водомеров в четко оговоренные сроки.