Ровно 45 лет назад на экраны страны вышла комедия Леонида Гайдая «12 стульев». Зрителям фильм понравился, а вот мнения критиков разделились: одни считали его классической экранизацией знаменитого романа, а другие — полным провалом.
Стулья заказывали в Эмиратах
Снять «12 стульев» Леонид Гайдай мечтал еще в середине 1960-х годов, но что-то постоянно мешало. Сначала ему отказали из-за того, что Михаил Швейцер уже начал снимать вторую часть эпопеи про Остапа Бендера — «Золотого теленка», потом его опередил Георгий Данелия, первым подав заявку на экранизацию «бриллиантовой саги». Однако вскоре Данелия передумал — ему попался сценарий фильма «Не горюй!», который показался режиссеру намного интереснее, и он отдал право на съемку «12 стульев» Леониду Гайдаю.
С первых же дней съемочная группа начала сталкиваться с массой проблем. Одной из них были стулья. Казалось бы, чего проще найти в огромной стране дореволюционные стулья с ситцевой обивкой и гнутыми ножками. Но Гайдаю не подходило ничего из того, что ему показывали. Он хотел снимать настоящие стулья, сделанные в мастерской Генриха Гамбса. После длительных поисков выяснилось, что единственный такой стул сохранился у одной московской старушки. Продавать его пожилая дама категорически отказалась, и позволила только сфотографировать. Пришлось по этому образцу заказывать стулья в Арабских Эмиратах, так как ни одна отечественная мебельная фабрика за такую работу не бралась.
Кроме того, возникла еще одна проблема, которая человеку, далекому от кино, могла показаться ерундовой, но Гайдай придавал ей большое значение. По традиции, перед началом съемок ассистент режиссера разбивал о штатив камеры обычную тарелку — на удачу. Ассистент дважды пытался это сделать и оба раза тарелка оставалась целой. Гайдай помрачнел и стал ждать от фильма больших неприятностей, а ассистента на всякий случай уволил.
Высоцкий сорвал съемки
Леонид Иович хотел снять Остапа Бендера точно таким, как его описали авторы. Пробы на роль главного героя на «Мосфильме» проходили 22 актера — практически все звезды советского кино. К «финишу» пришли трое: Михаил Козаков, Александр Белявский и Владимир Высоцкий. Козаков, по мнению режиссера, выглядел недостаточно убедительно, а Белявскому не хватало «авторитетности». И из всех знаменитых претендентов на роль Бендера Гайдай выбрал Владимира Высоцкого. Однако и здесь случилась незадача: буквально через несколько дней после начала съемок актер ушел в запой. Гайдай рвал и метал и поклялся никогда больше не связываться с Высоцким.
Пришлось заново искать главного героя, и кто-то посоветовал Гайдаю посмотреть провинциального актера Арчила Гомиашвили, который играл роль Бендера в театре. Увидев его, Гайдай понял: вот он — Остап Бендер! Правда, озвучил «сына турецкоподданного» Юрий Саранцев, так как грузинский акцент Бендера несколько смущал режиссера. Гомиашвили ему этого не простил. При встрече они с Гайдаем обменялись едкими «любезностями» и перестали общаться.
Зато с ролью Кисы Воробьянинова для Гайдая все было ясно с самого начала — его будет играть только Сергей Филиппов. У актера было очень сложное время — за злоупотребление спиртным его уволили из театра, ролей в кино не было, да еще врачи нашли у него опухоль мозга. На операцию Филиппова увезли прямо со съемочной площадки, но как только его выписали из больницы, он вернулся к работе.
Пуговкина поднимали на гору краном
Без проб попал в фильм и Михаил Пуговкин. Правда, его согласия Гайдай ждал более трех недель. Дело в том, что мать актера была верующим человеком, и Пуговкин боялся этой ролью оскорбить ее чувства. Однако она благословила сына, ответив, что высмеять алчного священника вовсе не грех. На съемках Пуговкину досталось больше всех. Краном его поднимали на самый пик скалы на Кавказе, куда забрался отец Федор, спасаясь от Бендера и Кисы. Что пришлось пережить актеру в эти минуты — тема для отдельного рассказа. Самое обидное, что Гайдая эпизод не впечатлил, и его пришлось переснимать в павильоне. Затем вся группа на берегу Каспия почти месяц ждала сильного шторма, во время которого отец Федор должен был порубить в щепу гарнитур генеральши Поповой. Шторм начался тогда, когда фильм уже был закончен, оставалась только эта сцена. Дубли снимали несколько дней подряд, пока у Пуговкина не случился сильный приступ радикулита.
***
Кинокомедию «Двенадцать стульев» в постановке Леонида Гайдая одни считают классикой жанра, другие – полным провалом. Но один факт неоспорим: этот фильм был любимейшей комедией самого Гайдая.
Кстати, Остап Бендер — один из любимых персонажей в Украине. Памятники этому литературному и кино-герою установлены во многих городах страны.
Бриллианты… в бюстгальтерах
Роман Ильфа и Петрова вызывал интерес не только у отечественных кинематографистов. Его снимали в Великобритании и Польше, Германии и Бразилии. Всего в мире было снято 16 экранизаций о «бриллиантовых авантюристах». Хотя, по сути, сценаристы и режиссеры использовали как основу роман советских писателей, при съемках некоторых фильмов они проявили собственную фантазию. Например, их герои ищут бриллианты не только в стульях — умирающие родственники прячут драгоценности в сиденьях автомобилей и даже в бюстгальтерах. Более того, главной героиней в одной из лент вместо Остапа Бендера стала женщина, а регистратор загса Воробьянинов «превратился» в парикмахера.
Первая роль Полищук запомнилась ей на всю жизнь
Через пять лет после Леонида Гайдая — в 1976 году — «12 стульев» решил снять Марк Захаров, который выступил не только как режиссер, но и сценарист. Когда Гайдай увидел его работу, он даже забыл о своей ссоре с Гомиашвили, позвонил ему и сказал: «Скорее включай телевизор, сейчас ты будешь свидетелем уголовного преступления!», имея в виду фильм Захарова.
В своем фильме Марк Анатольевич занял звездных актеров, которые не прошли пробы у Гайдая — Андрея Миронова и Анатолия Папанова, причем в тех же ролях, на которые они претендовали у знаменитого комедиографа. А вот для Любови Полищук этот фильм был одним из первых в ее карьере и едва не стал последним в жизни. Мини-сериал полностью снимали в павильоне, и чтобы снять танго в исполнении Миронова и Полищук, понадобилось 14 дублей. Во время одного из них на пол забыли положить матрас с пружинами и гимнастические маты, и Миронов бросил актрису прямо на цементное покрытие. Во второй раз маты сдвинулись с места, и актриса снова упала на пол. Ходили слухи, что через много лет именно эта травма сократила Полищук жизнь. Во время съемок другого эпизода случайно оторвалась верхняя часть стеклянной витрины, через которую Миронов бросал Полищук, и едва не разрезала актрису пополам. К концу работы на актрисе не было живого места — одни синяки и царапины. Правда, частично все мучения компенсировало то, что утром Любовь Полищук проснулась знаменитой.