Как же общаться со слабослышащим человеком, чтобы правильно понять друг друга и помочь ему адаптироваться в новых условиях?
Как писала слепоглухая американская писательница Хелен Келлер, «слепые оторваны от предметов, глухие от людей». Это нужно учитывать при общении со слабослышащим человеком, так как дефекты слуха накладывают отпечаток на его манеру общения. У многих из таких людей сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные звуки и хорошо знакомые слова. Они гораздо лучше слышат низкочастотные звуки, например, гудок паровоза или стук. Но даже если человек слышит тиканье часов, он может испытывать трудности в восприятии чужой речи.
Есть несколько способов общения с людьми, у которых нарушен слух. Самый известный — это жестовый язык, при котором речь дополняют жестами, мимикой и артикуляцией. Если вы хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного, не стесняйтесь использовать выражение лица или жесты. А вообще для общения с плохо слышащим человеком существует своеобразный этикет, который поможет вам избежать неловких ситуаций, а общение сделать не только продуктивным, но и приятным.
1. Если человек плохо слышит, с ним нельзя общаться в многолюдных помещениях или даже при включенном телевизоре. Общение должно проходить в максимальной тишине. Кстати, яркое солнце или тень тоже могут быть помехами, так как будут мешать ему читать по губам или видеть выражение вашего лица.
2. Со слабослышащими людьми нужно говорить немного громче и четче обычного, но при этом не нужно кричать. Говорите ясно и медленно, старайтесь стоять не далее, чем на расстоянии одного-двух метров от собеседника.
3. Разговаривая с человеком с нарушениями слуха, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел выражение вашего лица и артикуляцию. При этом помните, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Те же, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных слов. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ, например, переписку.
4. Не перескакивайте с одной темы на другую, так как вы затрудните слабослышащему человеку понимание сути разговора. Если хотите сменить тему, не делайте этого без предупреждения.
5. Старайтесь говорить короткими фразами и избегайте сложных слов, фразеологизмов, крылатых выражений, пословиц и поговорок. Если собеседник вас не понимает, нужно повторить предложение, использовав другие, более легкие для понимания слова.
6. Помните, что восприятие интонационных нюансов или других оттенков речи почти не доступно тем, у кого есть проблемы со слухом. Говорите размеренно и старайтесь резко не менять интонацию.
7. Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя цифры, технические или какие-либо другие термины, адрес, не надейтесь на то, что собеседник ее правильно поймет. Лучше запишите информацию, отправьте ее в смс-сообщении на телефон или любым другим визуальным способом, чтобы информация была понята наверняка.
8. Если вы общаетесь через переводчика, обращаться все равно нужно непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
Ирина Валентинова
Уже с 1 декабря 2024 клиентов "Ощадбанка" ожидают существенные нововведения. Станут ли услуги банка более…
Финансовый лимит на один подарок составляет 1500 грн. Фото писем будут публиковаться на странице фонда…
Использование перевязочных материалов, бинтов и ранозаживляющих средств является важной частью медицинской практики и первой помощи.…
Некоторые украинцы, которые пострадали из-за войны, могут рассчитывать на определенные льготы от государства.
У пенсионеров есть ряд обязанностей перед Пенсионным фондом Украины. Несвоевременное информирование об изменениях в вашей…
На месте происшествия работают экстренные службы, оказывающие всю необходимую помощь пострадавшим. Также продолжаются аварийно-спасательные работы.