В этом году фильму «За двумя зайцами» исполняется 55 лет. Когда он вышел на экраны, зрители буквально штурмовали кинотеатры, а критики назвали его худшим фильмом 1961 года.
Кстати, героям этого фильма в Киеве установлен памятник.
На площадке дежурила «скорая»
Режиссеру фильма Виктору Иванову, который был учеником самого Сергея Эйзенштейна, долго не разрешали снимать этот фильм. И дело было вовсе не в кино — чиновники от культуры почему-то не любили Иванова и всячески ставили ему палки в колеса. Но режиссер так мечтал экранизировать комедию Старицкого, что пошел на хитрость. В стране как раз развернулась кампания против стиляг — так в то время называли молодежь, подражавшую западной моде. И Иванов отправился в идеологический отдел Госкино и заявил, что в своем фильме собирается высмеять стиляг. Отказать в такой интерпретации классики чиновники не смогли, и режиссер приступил к работе.
Снимали фильм долго и тяжело. У Иванова был крутой нрав, и под горячую руку ему было лучше не попадаться. Работа сопровождалась такими бурными спорами, что режиссер от эмоций не раз терял сознание и на площадку приходилось вызывать «скорую». Друзья, зная о его патологической вспыльчивости, называли Иванова «псих без отрыва от производства».
Но, несмотря на это, фильм стал шедевром на все времена. Кстати, это именно Иванов придумал фразы «Я вам не как-либо что, а что-либо как!», «Барышня уже лягли и просють» и некоторые другие, которых нет в тексте Старицкого.
Первоначально фильм планировался к показу только на территории Украины и снимался на украинском языке. Позже его перевели на русский, а совсем недавно снова переозвучили на украинский язык.
Борисов с Яковченко срывали съемки
Когда приступили к подбору актеров, Иванов настаивал, чтобы Голохвастого играл Николай Гриценко. Но для проформы, чтобы создать видимость выбора, Иванов пригласил на пробы Олега Борисова, которого пренебрежительно называл «салабоном». Однако когда увидел актера в образе, понял, что лучшего Голохвастого ему не найти. Борисов, который также обладал непростым характером и к тому времени был уже заслуженным артистом, часто вступал с режиссером в споры. Однажды, когда больше половины фильма было отснято, из-за какой-то ерунды он разругался с режиссером и написал заявление об уходе. Его еле уговорили остаться.
Когда Иванов придумал сцену, где Голохвастого перебрасывают через забор, Борисов поинтересовался, как это будет происходить. Ответ режиссера обескуражил его: «А очень просто: берут тебя хлопцы за руки да за ноги и швыряют». Борисов возмутился: там же мостовая из булыжника, можно серьезно покалечиться. Но Иванов был непреклонен: «Ничего, перевернешься в воздухе, как кошка». Тогда Борисов потребовал, чтобы Иванов сам показал, как это будет происходить. «Хлопцы» ловко перебросили режиссера через забор, но приземление, видимо, оказалось настолько болезненным, что больше к этой теме он не возвращался. Теперь как только Иванов чего-то требовал от Борисова, тот тут же говорил: «Покажите», и режиссер сразу же «забывал» о своей идее.
В тот день, когда снимали сцену, где Голохвастов предлагает Проньке руку и сердце, Борисов с Николаем Яковченко, весьма основательно приложились к «горилке». К тому же на площадке у Борисова началась икота. Но график съемок нужно было соблюдать, поэтому режиссер дал команду оператору отводить камеру в сторону, когда актер будет икать. Однако когда начали снимать, икающий Борисов выглядел так комично, что в павильоне поднялся дикий хохот, и Иванову пришлось перенести работу на другой день.
Шампанское из щелочного раствора
Талантливая актриса Маргарита Криницына подходила на роль Проньки как нельзя лучше. На пробах она выглядела настолько органично и естественно, что съемочная группа просто покатывалась со смеху. Правда, и от режиссера ей доставалось больше других. Почти каждый день она пряталась за декорациями, чтобы выплакаться всласть после очередного режиссерского «разгона». Отходчивый Иванов искал ее и извинялся, чтобы через час снова устроить скандал.
В самом начале фильма, в сцене, где Пронька дерется на веерах с владелицей пансиона, которую играла Ольга Викландт, актрисы старались вовсю. Они так разошлись, что перья от истерзанных вееров летали по всей площадке, как снег. Помощникам режиссера приходилось брызгать на перья водой, чтобы они улеглись и можно было снимать следующий дубль.
А вот в сцене, где Химка обливает Проню и Голохвастого шампанским, актерам было не до смеха. Игристое вино, которое и грели, и взбалтывали, никак не хотело фонтанировать так, как задумал режиссер. Тогда в дне бутылки просверлили отверстие, провели туда тонкий шланг и подключили другой его конец к емкости со щелочной смесью, которую «наколдовали» пиротехники. После этого «шампанское» стало литься из бутылки, как ему и было положено — тугой струей. Зато актерам теперь приходилось демонстрировать всю свою ловкость и прыть, чтобы увернуться от едкого раствора и не обжечь лицо.
Режиссер озвучил попугая
Попугаю, который в фильме сидел в клетке в доме Проньки, больше всех на площадке нравился Иванов. Птица с видимым удовольствием копировала голос режиссера, которому очень быстро научилась подражать. Едва актеры утром переступали порог павильона, как раздавалось своеобразное приветствие: голосом Иванова попугай радостно начинал кричать «Мотор-р!». Режиссеру это надоело, и он пообещал отомстить пернатому хулигану. Во время озвучивания фильма Иванов долго репетировал, чтобы его голос был похож на голос попугая, и в конце концов, добился почти полного сходства. Он лично озвучил птицу, и слова «Химка — дура!» в фильме попугай произносит голосом Иванова.