Статьи

Наши герои: как командир вертолета спас экипаж после попадания ракеты

Ракета оторвала вертолету хвост

В тот день это был второй боевой вылет эскадрильи Военно-Морских Сил. Колонна вражеской грузовой и бронированной техники, вооруженная ПЗРК, с севера быстро продвигалась в сторону Николаева, пытаясь взять город в окружение. Выполнив два пуска неуправляемыми ракетами по противнику, экипаж украинского Ми-8 готовился нанести еще один мощный удар. Вертолет подошел максимально ближе к колонне, набрал немного высоты для прицеливания, но в этот момент авиаторы почувствовали удар сзади, и машину начало клонить в левую сторону. Отпала хвостовая балка, вертолет загорелся и стремительно начал терять скорость и равновесие. На раздумья – секунды… Командир экипажа Роман каким-то чудом протянул еще метров 200 и принял решение об аварийной посадке…

Это, наверное, и посадкой в ​​полной мере нельзя было назвать. По словам Романа, в таких случаях: без балки, рулевого винта – вероятность выживания личного состава – минимальна. Но всем смертям назло все три летчика остались в живых. И в этом большая заслуга именно командира экипажа, который в критический момент не растерялся, не запаниковал, а, как обычно, оказался на высоте.

Он сделал все, чтобы смягчить приземление и посадил вертолет на шасси, а не на бок, куда так клонило после попадания в машину ракеты.

Легко в учении, тяжело в бою

Роман, как и большинство украинцев, очнулся на рассвете 24 февраля от ракетно-бомбовых ударов. Уже 26 февраля получил первую боевую задачу. Необходимо было высадить десант для укрепления наших позиций перед Херсоном и одновременно осуществить пуск ракет по противнику.

Подобных учебных задач раньше 33-летнему офицеру приходилось выполнять бесчисленное множество. Но, как оказалось, реальные боевые вылеты сильно отличаются от учений. В первом случае все гораздо проще: ты знаешь, где цель, расстояние до нее и как по ней применять вооружение. А в реальном бою все гораздо сложнее, серьезнее и страшнее.

В реальном бою нет имитации – все по-настоящему. В том числе и радиолокационные средства противника, попав в поле зрения которых ты можешь стать целью для зенитно-ракетных комплексов противника. Кроме этого, когда работаешь по колоннам, то сплошь и рядом враг находится в движении. Пыль от этого поднимается невероятная. Поэтому необходимо убедиться: действительно ли это чужие, а не свои, чтобы по ошибке не открыть «дружественный» огонь, – объяснил Роман.

26 февраля экипаж Ми-8 после выполнения задания вернулся к месту базирования. А вот в начале марта вертолет был подбит… Тогда вертолетчики выполняли задание звеном из четырех вертолетов, и именно Роман был ведущим этого звена. Приблизившись к колонне, украинские летчики разглядели рашистскую букву Z и открыли огонь Три вертолета хорошо отработали и вернулись на базу, а вот один потеряли…

Раненые, но живые

Но главное, что все члены экипажа выжили, причем не получив тяжелых ранений.

Когда мы таким образом вынужденно приземлились, сразу наложили жгут на ногу второму летчику, у которого, как оказалось, был перелом нижней конечности. У меня во время падения была повреждена нога, обгорело лицо и левая рука. Бортмеханик оказался среди нас самым стойким. Он при приземлении ударился спиной, но мог самостоятельно передвигаться.

Из трех членов экипажа Ми-8, который был сбит в марте Николаевской области, сейчас на лечении находится только второй летчик. Остальные, в том числе и Роман, – в строю! Он и дальше сосредоточен на выполнении новых боевых задач.

Из охраны президента в летчики

В детстве Роман серьезно занимался футболом на позиции вратаря. Впоследствии учился в техникуме пищевых технологий, проходил срочную службу в Роте почетного караула элитного Президентского полка, принимая участие в торжествах по случаю государственных праздников, церемониях по встрече высокопоставленных должностных лиц иностранных государств и обеспечивая проведение военных парадов.

Именно во время одного из таких парадов, с участием военной авиации, Роман поднял глаза к небу, и не отрывая взгляда наблюдая за тем, как кружили и выполняли фигуры высшего пилотажа летчики-мастера. Он так увлекся, что в итоге решил стать военным летчиком.

После срочной службы Роман четыре года учился в Харьковском национальном университете Воздушных сил имени Ивана Кожедуба. За годы своей военной службы офицер налетал сотни часов и овладел многими типами вертолетов, среди которых Ми-8, Ми-14, Ка-27, Ка-226.

А ныне в его жизни новое тяжелое испытание – безжалостная война, которая уже оставила свои рубцы на теле Романа. А еще у него большое желание уничтожать врага, вернуться домой с Победой, обнять жену и семилетнего сына и сделать все возможное, чтобы не оккупанты, а украинцы решали, в какой стране им жить и какую страну строить. И чтобы реализовать эту мечту, он за ценой не постоит!

Вячеслав Диордиев

На снимке: военный авиатор Роман.

Новое на сайте

  • Статьи

Лечение дарами природы: акация белая — отличный медонос и универсальное лекарственное средство

Белая акация (робиния обыкновенная) – листопадное, до 35 м высотой дерево семейства бобовых. Цветет в…

06/05/2024 19:40
  • Статьи

Сохраните гармонию: 7 антистрессовых диетических добавок

Современная жизнь полна стрессов. Работа, семейные заботы, общественные вызовы — все это сложно решить и…

06/05/2024 18:58
  • Статьи

Идем сдавать анализы: зачем назначают онкомаркеры

Чтобы уточнить диагноз, врачи иногда отправляют пациентов сдавать онкомаркеры. Что это такое и зачем они…

06/05/2024 18:34
  • Статьи

Готовим вкусно: котлеты из субпродуктов — сочные, вкусные и бюджетные

Субпродукты очень полезны для полноценного питания нашего организма. Калорийность субпродуктов небольшая, а вот витаминов и…

06/05/2024 17:56
  • Статьи

Как избежать мошенничества при оформлении кредита

В мире, где финансовые операции все чаще проводятся онлайн, риск стать жертвой мошенничества существует всегда,…

06/05/2024 17:19
  • Статьи

Минимальная пенсия выросла: почему не увеличился размер доплаты за сверхнормативный стаж

Редакционная почта изобилует письмами на пенсионные темы: читателей не удовлевторяет размер выплат после разрекламированных повышений,…

06/05/2024 16:53