Одесситке Надежде Никифоровне Акимовой 23 февраля исполнилось 100 лет. Газета «На пенсии» поспешила поздравить ее с юбилеем, а заодно и поучиться у нее житейской мудрости, которую она приобрела за прожитый век.
Сто лет прошли незаметно
Позвонив по телефону, мы услышали молодой голос Анатолия, сына Надежды Никифоровны. Когда же он открыл нам двери, были приятно удивлены. На вид ему не больше 50 лет, но в паспорте записан год рождения – 1936-й. И Надежда Никифоровна такая же бодрая, худенькая, только жалуется, что «ноги хуже ходить начали». Оба они светлые, спокойные, словно знают какую-то мудрость жизни.
– Вот так жила, себе жила. И сто лет прошло незаметно, – шутит наша рассказчица.
Надежда Никифоровна родилась в 1916 году в Одессе. А через год случилась Октябрьская революция.
– Наша семья вынуждена была уехать в Великомихайловку, – рассказывает долгожительница. – Тогда был разгул бандитизма. Отец устроился милиционером, и на одном из заданий его ранили ножом. Мама, узнав о беде, поехала вместе с ним в больницу. Он умер у нее на руках. А мы остались без отца — я, сестра и брат. Нашей семье тогда помогал друг отца, тоже милиционер. Он нас вырастил, и я взяла его фамилию.
В 16 лет стала учителем
Окончив семилетку, Надежда Никифоровна прошла курсы подготовки учителей в Березовке и была направлена в школу в селе Анастасиевка. Тогда по всей стране ликвидировали неграмотность, и шестнадцатилетняя учительница стала преподавать первоклассникам. А через год начался страшный голод.
Помню, идешь по дороге, а люди вдоль нее лежат — умерли от голода. А я, как учительница, могла питаться в столовой. Мы тогда ели «затирку»: мололи муку и варили с водой, потому и выжила, – вспоминает долгожительница.
Школьные университеты для Надежды закончились, когда она встретила своего будущего мужа Петра. После свадьбы молодая семья переехала в Тирасполь, где Петр устроился в милицию, а Надежда – корректором в типографию. Через два года Петр получил назначение в Кишинев. К тому времени Надежда уже нянчила двоих сыновей.
В Кишиневе семью застала война и оккупация. Муж ушел на фронт. Надежду с детьми забрали родственники Петра, и они переехали в село Страшены в Молдове. Но через год Надежда решила вернуться к маме в Великомихайловку. Там пришлось вместе с другими женщинами рыть окопы по приказу румынов, втайне надеясь на победу.
— Когда в село пришли бойцы Советской Армии — этого никогда не забыть — они поставили пулеметы в окна и пулеметными очередями гнали фашистов до другого села, — рассказывает Надежда Никифоровна. — До конца войны я трудилась в госпитале: кормила бойцов с ложечки, стирала им вещи. Все это было в радость – для наших солдатиков.
Спали с сыном по очереди
После войны Надежда Акимова устроилась работать в школу. Ее муж вернулся с фронта с новой женой и забрал к себе младшего сына. Тогда женщина решила изменить свою жизнь, и поехала работать на сахарный завод в Одессе. Устроившись на новом месте, забрала к себе старшего сына Толика. Вместе они жили в общежитии, в комнате на десятерых.
Толик поступил в Одесское ремесленное училище, но общежитие ему не дали. И мы с ним спали на моей кровати по очереди. Никто из соседок не хотел уступать своей койки, — вспоминает долгожительница.
Потом Акимовым от завода дали квартиру. Сейчас Надежда Никифоровна тоже живет со страшим сыном.
– Раньше я борщи варила, вареники, вертуты. А теперь Толя готовит. Угощайтесь, – радушно потчует хозяйка дома.
Женщина достает холщовый мешок, где хранит хлеб, чтоб не черствел. Анатолий наливает щедрую порцию супа с перловкой. Все просто и очень вкусно!
В этом доме перебирать не принято. Едят все, что полезно, но главное – в меру. На завтрак — каши, на обед – суп, на ужин – соус с картошкой и мясом. Для здоровья – стаканчик вина.
Хорошая компания и хлебосольный стол располагают к задушевной беседе. Надежда Никифоровна с удовольствием рассказывает о разных событиях своей жизни.
– За 100 лет маме есть что вспомнить, – шутит Анатолий, который в этом году тоже отметит 80-летний юбилей.
У Анатолия тоже есть, о чем вспомнить: полуголодное военное детство в оккупации, годы учебы в Одесском ремесленном училище, работа водителем в Польше.
– Три года крутил баранку, возил киномеханика, – загораются глаза Анатолия. – Развозил фильмы по воинским частям, а заодно и сам смотрел. Тогда, после мытарств по общагам, я впервые понял, какое счастье иметь собственный угол. Вернувшись, работал слесарем на заводе имени Октябрьской революции. А после выхода на пенсию – помогаю маме, моему самому дорогому человеку на свете.
Любовь и холодная вода вместо лекарств
Есть у Надежды Никифоровны свой секрет здоровья и бодрости. Она любит пить холодную воду. Не теплую, не прохладную, а именно – холодную. И пьет, когда хочет, когда организм подскажет.
По мнению ученых, именно холодная вода активизирует кровообращение. А, благодаря тому, что организм вынужден тратить калории на нагревание воды*, человек постоянно остается в форме, и не полнеет. Холодная вода поддерживает организм в тонусе, заставляя его работать, как часы.
Лекарств долгожительница тоже не принимает. Никаких таблеток и баночек, как обычно у пенсионеров, у нее нет. Когда у врача была, тоже не помнит. Да и не надо ей это. Внимание, забота и помощь сына дают и сил, и здоровья.
В жизни главное — любовь, доброта к тем, с кем ты находишься рядом, – уверены Акимовы. – А что еще нужно для долгой счастливой жизни!
* Пища усваивается только с помощью воды, которая должна соответствовать температуре тела.
Инна Ищук