Марьян Шевченко из г. Беляевки Одесской области нашел свою отдушину в создании вина. Виноделие очень увлекательное занятие, которое «затягивает» навсегда. Сам процесс настолько интересный, что даже человек, далекий от винограда и вина, захочет сотворить свой собственный напиток с градусами. Но, к сожалению, не у всех получается. Море нюансов, тонкостей, маленьких секретов, причем важны не только знания и умения, но и желание, без которого уж точно ничего не получится.
— Марьян Анатольевич, расскажите, пожалуйста нашим читателям, как и когда появилась идея, желание заниматься виноделием?
— Моему увлечению всего 4 года. Однажды мой хороший друг принес на пробу своего домашнего вина. Оно было изготовлено по классической технологии без добавления воды и сахара. После дегустации, обсуждения самого процесса домашнего виноделия, взвешивания всех «за» и «против» я загорелся идеей приготовления вина на более профессиональном уровне, по технологии, соответственно определенным стандартам. Но самое важное было — сохранить его натуральность и экологичность.
— Какие сорта вина изготавливаете и есть ли любимые?
— Каждое вино интересно по-своему, у каждого — есть изюминка. Я люблю сухие вина, они натуральные и очень вкусные. Хотя, как говорят, на вкус и цвет товарищей нет. Думаю, любой винодел должен обязательно попробовать создать «Каберне». Этот сорт вина — король среди красных. Я изготавливаю «Каберне совиньон».
«Мерло» более легкое, чем «Каберне» и хотя не такое именитое, но созревает раньше. Уже через год-полтора его букет становится интересней, чем у «Каберне». «Саперави» привлекает своей плотностью, глубокой бордовой бархатистостью, умеренной терпкостью. Нашел свое место в моей коллекции и «Одесский черный» — роскошное красное сухое вино. Оно обладает изумительным ароматом с фруктовыми тонами. Но есть у него один недостаток — вино долго созревает.
Изготавливаю и белые вина, хотя их рецептура намного сложнее, чем красных. Они — словно лист белой бумаги, на котором видны малейшие погрешности винодела. Но без ошибок не бывает успехов. Очень нравится мне «Шардоне» — классическое белое вино, которое почитают во многих странах мира. Вино «Сухолиманский белый» привлекает своим светло-соломенным цветом и ягодными оттенками во вкусе. Люблю экспериментировать. Так, из винограда Мускат Оттонель, который, в основном, используют для приготовления шампанских вин и купажей полусладких, попробовал изготовить одноименное сухое белое вино. Получился очень вкусный и ароматный напиток.
Также в моем арсенале есть и розовые вина. «Пробой пера» стал «Мускат Гамбургский». В следующем году хочу расширить ассортимент, розовые вина достойны не меньшего внимания, чем красные и белые.
— Марьян Анатольевич, как избавляетесь от винного камня?
— Когда температура на улице опускается ниже 0оС, для выпадения солей винной кислоты переношу емкости в неотапливаемое помещение и оставляю там на 5-7 дней, после переношу в подвал. Как только вино опять вернется к прежней температуре, аккуратно его сливаю.
— Каким емкостям отдаете предпочтение или это не столь важно в виноделии?
— Я сторонник емкостей из нержавеющей стали. А дубовые бочки использую только для выдержки марочных вин. Так, к примеру, получить красное марочное вино в другой посуде просто невозможно, оно будет дешевым. Как ни странно, но бочка добавляет букету благородства, изысканности. И главное, структуризирует вино. Вкуса дуба можно, конечно, добиться и с помощью дубовых чипсов, но только дубовая бочка делает из виноматериала вино. А вот белым винам, кроме «Шардоне», выдержка в такой бочке наоборот, противопоказана. Конечно, использование дубовых бочек — удовольствие не из дешевых. Срок службы у них небольшой. Так, французы марочное вино создают исключительно в новых бочках. Я стараюсь использовать их не больше, чем два года.
— Где покупаете виноград для вина?
— Самое лучшее вино — то, что делается на винограднике. Считаю, понятия «виноградарь» и «винодел» неразделимыми. Поэтому уже заложил небольшой виноградник из самых лучших и перспективных технических сортов. Я уверен, хорошее вино можно получить из лозы, которую сам возделываешь. Виноградарь сам принимает решение, какую делать нагрузку на куст, когда снимать грозди. У нас не стоит задача получить максимальный урожай, главное — это качественное сырье для вина.
— Праздник Нового года — это определенный рубеж. Мы подводим итоги, анализируем все то, что удалось достичь в уходящем году, составляем планы на будущий. Какие надежды Вы возлагаете на 2016-й год?
— 2015-й — был очень сложным и для виноградарей, и для виноделов, да что там говорить, для всех земледельцев. Казалось бы, засушливое лето должно было добавить винограду сахаристости, насыщенности, но получилось наоборот. Также лоза сильно повреждалась вредителями и болезнями. Виноделы знают, что постоянные обработки вину только во вред. Минимальные опрыскивания не спасали ситуацию, виноград продолжал болеть, качество ягод ухудшалось.
Хочется, чтобы следующий год был поистине виноградным. В планах — расширение ассортимента: создание новых сортов вина.
— Ученые установили, что ежедневное употребление плитки горького шоколада и 150 мл красного вина — идеальная пища для тех, кто хочет дожить до глубокой старости и не узнать имя районного кардиолога. Уважаемые наши читатели, будьте здоровы. А Марьяну Анатольевичу желаем дальнейших успехов в его винодельческом деле.
Беседовала Оксана Королева