Ключевые тезисы:
- С 2 августа 2026 года Пенсионный фонд не имеет права требовать от человека бумажные документы, если необходимые для назначения или перерасчета пенсии сведения уже есть в государственных электронных реестрах.
- В страховой стаж могут засчитать периоды работы, за которые работодатель не уплатил взносы, если он подал отчетность с начисленным единым взносом не менее минимального страхового взноса.
В Украине изменились правила подтверждения страхового стажа, который учитывается при назначении и перерасчете пенсий. Новые положения предусмотрены Законом Украины от 9 апреля 2026 года № 4851-IX, который вступил в силу 2 августа.
Об этом напомнили в Главном управлении Пенсионного фонда Украины в Луганской области.
Также интересно: Пенсионерам нужно изменить данные в пенсионном деле: кто должен срочно это сделать
Одно из главных нововведений касается документов, которые пенсионер или будущий пенсионер должен подавать в Пенсионный фонд.
Если необходимая для назначения или перерасчета пенсии информация уже есть в государственных электронных реестрах или информационно-коммуникационных системах, дополнительно подтверждать ее документами не нужно.
Более того, требовать от человека бумажное подтверждение таких сведений запрещено.
Если необходимых данных в реестре нет
Другая ситуация возникает, когда в электронных реестрах отсутствует информация, необходимая для назначения или перерасчета пенсии. Это может касаться, в частности, периодов работы, которые пришлись на время до введения персонифицированного учета.
В таком случае Пенсионный фонд должен сообщить человеку об отсутствии соответствующих сведений и необходимости их предоставить, если такие документы есть.
Уведомление могут направить, в частности, через личный электронный кабинет на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда.
Чем подтверждают стаж за старые периоды
Если в Реестре застрахованных лиц нет информации о трудовой деятельности человека в электронном виде, для подтверждения стажа за периоды до введения персонифицированного учета основным документом остается трудовая книжка.
В то же время закон предусматривает и другие способы подтверждения стажа, если трудовой книжки нет или записи в ней отсутствуют, являются неправильными или неточными.
В таком случае могут использоваться:
- данные из Реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования;
- справки, выписки и другие документы, сформированные на основе информации из информационных, автоматизированных или информационно-коммуникационных систем предприятий, учреждений и организаций;
- справки и выписки из приказов, лицевые счета, сведения о выплате заработной платы;
- документы, подтверждающие банковские операции по начислению или выплате заработной платы;
- удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении;
- другие документы, выданные по месту работы, службы или учебы, а также архивными учреждениями.
В предусмотренных законодательством случаях подтвердить период работы можно также с помощью показаний не менее двух свидетелей, которые работали вместе с заявителем и могут подтвердить соответствующие обстоятельства.
Еще одним способом является решение суда об установлении факта пребывания человека в трудовых отношениях и характера выполняемой им работы.
Что будет, если работодатель не уплатил страховые взносы
Закон также урегулировал важный вопрос для работников, которые не могли повлиять на то, выполнит ли работодатель свои обязательства по уплате страховых взносов.
Отныне в страховой стаж, который учитывается для определения права на пенсию в соответствии со статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», могут засчитываться периоды работы, за которые взносы фактически не были уплачены.
Для этого одновременно должны выполняться определенные условия.
В частности, работодатель должен иметь задолженность по уплате страховых взносов или единого взноса, но при этом подать отчетность за соответствующий период. В отчетности должно быть подтверждено начисление взносов в размере не менее минимального страхового взноса, установленного законодательством.
Таким образом, работник не должен терять страховой стаж только из-за того, что работодатель не перечислил средства, хотя начисление взносов и соответствующая отчетность были осуществлены.
Читайте также:










