Ключевые тезисы:
- Банк не имеет права требовать личного присутствия недееспособного лица;
- Для лежачих больных возможны альтернативные формы идентификации;
- Оформление опеки — единственный надежный способ возобновить выплату пенсии;
- Пенсия может выплачиваться опекуну или доставляться по месту жительства;
- Законодательство Украины защищает права тяжелобольных пенсионеров.
В редакцию обратился мужчина из Кривого Рога. Его 91-летняя мать, страдающая болезнью Альцгеймера и лежачая, не может лично поставить подпись в банке, который приостановил выплату ее пенсии. Банк требует личного присутствия для подтверждения личности, а Пенсионный фонд отсылает их обратно в банк. Какой выход из сложившейся ситуации?
Вам будет интересно: Не успеете до 31 декабря — пенсию заморозят: все об идентификации в Пенсионном фонде (видео)
Почему так происходит?
Проблема, с которой вы столкнулись, связана с требованиями банка и Пенсионного фонда по идентификации личности. Это стандартная практика для предотвращения мошенничества, когда речь идет о выплате пенсий.
Но требование банка относительно личного присутствия и подписи неправомерно, если лицо признано недееспособным судом. Даже без решения суда для лежачих больных могут применяться выездные формы идентификации (например, представителем банка по вызову), но это зависит от внутренних правил банка. Учитывая возраст (91 год) и диагноз, необходимо как можно скорее перейти к оформлению опеки. Для решения этого вопроса следует обратиться в банк с письменным заявлением и документами, подтверждающими недееспособность.
Что касается Пенсионного фонда, то после назначения опекуна он будет производить выплату пенсии уже опекуну на его счет или по месту жительства подопечного, согласно статье 60 Гражданского кодекса Украины (ГКУ) и Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
Как оформить опеку?
Оформление опеки – это единственный законный способ решить проблему с распоряжением средствами недееспособного лица. Процедура состоит из двух основных этапов:
ЭТАП 1: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ. Для того, чтобы лицо сочли недееспособным, нужно обратиться в суд по месту его жительства (в Кривом Роге или по месту фактического пребывания).
Член семьи (например, сын или дочь) подает заявление в районный суд о признании матери недееспособной (согласно статьям 39 Гражданского кодекса Украины и 296 Гражданского процессуального кодекса Украины). К заявлению прилагаются паспорт заявителя, свидетельство о рождении матери, справка о состоянии здоровья (диагноз «болезнь Альцгеймера»), выписка из истории болезни, подтверждающая психическое расстройство.
Суд обычно назначает судебно-психиатрическую экспертизу для подтверждения недееспособности. Эта экспертиза проводится амбулаторно, а для лежачих больных может быть выездной (по месту жительства или пребывания), если транспортировка невозможна по состоянию здоровья.
По результатам экспертизы суд выносит решение о признании лица недееспособным и установлении опеки.
ЭТАП 2: НАЗНАЧЕНИЕ опекуна. После вступления решения суда в законную силу назначается опекун. Судебное решение направляется в орган опеки (исполнительный комитет районного или городского совета по месту жительства матери). Опекуном может быть тот, кто подал заявление. Орган опеки готовит представление в суд, и на его основе суд назначает опекуна. Опекун, в свою очередь, получает решение суда о назначении и соответствующей справке (удостоверении) в органе опеки.
Выплата пенсии
После назначения опекуна он подает заявление в Пенсионный фонд для перевода выплаты пенсии на его счет. К заявлению прилагаются копии судебных решений (о признании матери недееспособной и назначении опекуна), паспорт и идентификационный код опекуна.
Пенсия будет выплачиваться опекуну на банковский счет, специально открытый для социальных выплат (или на счет опекуна). Это решит проблему с банком и идентификацией.
Если пенсионер нуждается в постоянном уходе, он имеет право получать пенсию по месту фактического проживания через почтовую службу (например, Укрпочту), согласно постановлению Кабинета Министров №277 от 29.03.2021.
Если мать фактически находится у детей по другому адресу, следует обратиться в Пенсионный фонд с заявлением о временном изменении адреса доставки пенсии по месту фактического проживания матери.
Также необходимо предоставить документы, подтверждающие необходимость постоянного ухода (медицинские заключения) и фактическое место жительства. После оформления опеки опекун имеет полное право решать этот вопрос.
Читайте также:









