Ключевые тезисы:
- Переоформление дома в селе в ноябре 2025 года предусматривает уплату нескольких налогов и услуг, в частности НДФЛ, военного сбора и взноса в Пенсионный фонд.
- Дополнительные расходы составляют услуги оценщика, нотариуса и госпошлина, сумма которых может превышать 15 тысяч гривен.
- Окончательная сумма зависит от стоимости дома, региона, стоимости услуг нотариуса и способа регистрации права собственности.
Продажа или дарение частного дома в селе не обходится без налоговых платежей и дополнительных расходов на юридическое оформление.
В ноябре 2025 года правила остаются неизменными. Однако размер платежей может меняться из-за обновленных показателей прожиточного минимума и индексации оценочной стоимости имущества.
Ранее мы рассказывали, как узнать статус своего водительского удостоверения.
Какие налоги нужно уплатить при продаже дома
При переоформлении жилой недвижимости в Украине действуют три основных вида налогов:
- Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — 5% от стоимости дома. Его уплачивает продавец, если недвижимость находится в собственности менее трех лет или это не первая продажа за год.
- Военный сбор — еще 5% от стоимости дома, который уплачивается независимо от срока владения.
- Сбор в Пенсионный фонд — 1% от оценочной стоимости недвижимости. Его оплачивает покупатель, если жилье приобретается не впервые или он не состоит на квартирном учете.
Итак, при средней цене дома в 1,5 млн грн общая сумма налогов может достичь около 165 тыс. грн, из которых 150 тыс. приходится на продавца и 15 тыс. — на покупателя.
Точный размер налогов определяют после проведения независимой оценки имущества, ведь именно ее результаты являются основой для расчета всех платежей.
Сколько стоит оценка недвижимости
Перед нотариальным оформлением сделки продавец обязан заказать оценку дома, а в большинстве случаев — и земельного участка.
Стоимость услуг независимого оценщика в 2025 году составляет в среднем около 1000 грн за объект, срок выполнения — один рабочий день. Оценка земли оплачивается отдельно и стоит еще около 1000 грн.
Для проведения оценки необходимо предоставить:
- документы о праве собственности на дом (договор купли-продажи, дарения, свидетельство и т.п.);
- технический паспорт;
- документ на землю (государственный акт или выписка из кадастра);
- паспорт и идентификационный код владельца.
Заказчиком оценки может выступать только лицо, юридически связанное с объектом недвижимости.
Сколько стоят услуги нотариуса
При заключении договора купли-продажи предусмотрена уплата госпошлины в размере 1% от стоимости объекта. Кроме того, оплачивается работа нотариуса — в Киеве цены стартуют от 10 000 грн, в меньших населенных пунктах — от 6 000 грн.
Если стороны решают заключить предварительный договор, его оформление оплачивается отдельно.
После подписания договора покупатель должен зарегистрировать право собственности.
Это можно сделать самостоятельно через ЦНАП или поручить нотариусу. Стоимость административного сбора зависит от срочности:
- 5 дней — 302,80 грн,
- 2 дня — 3 028 грн,
- 1 день — 6 056 грн,
- 2 часа — 15 140 грн.
В случае, если одновременно регистрируются дом и земельный участок, подается два заявления, и сбор уплачивается за каждый объект отдельно.
От уплаты сбора освобождаются граждане с инвалидностью I–II группы и лица, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы (1–2 категории).
Кто оплачивает расходы
Закон не определяет четко, кто именно должен платить налоги, госпошлину или услуги нотариуса. Это решается по договоренности между сторонами.
В большинстве случаев основные налоговые обязательства берет на себя продавец, тогда как регистрационные расходы и взнос в Пенсионный фонд оплачивает покупатель.
Читайте также:









