На пенсії - Живемо!

Банк списал 3000 гривен с карты пенсионера без предупреждения: что произошло

Цей матеріал також доступний українською

пенсионер
Фото: freepik
Все чаще украинские пенсионеры сталкиваются с тем, что банки списывают средства со счетов без уведомления. Так произошло и с нашим читателем из Николаева, который обнаружил, что с его карты «Ощадбанка» исчезло 3000 гривен.

Ключевые тезисы:

  • Банк может списать средства только на основании договора или внутренних правил, с которыми клиент ознакомлен.
  • Пенсионеры имеют право на безвозмездную юридическую помощь в случае неправомерных действий банка.
  • В случае безосновательного списания средств необходимо изначально обратиться в банк, а затем — в Национальный банк Украины.

Сотрудники банка объяснили это «неактивностью счета». Имеет ли банк на это право и что делать в подобной ситуации — разъясняет эксперт по юридическим вопросам Виктория Гусакова.

Сейчас читают: ПФУ требует от жительницы Николаева вернуть 17 000 гривен субсидии: что решил суд

Почему банк списал деньги с карты пенсионера?

Пенсионер обратился с жалобой, что с его карты неожиданно исчезли 3000 гривен. В банке сообщили, что это комиссия из-за неактивности счета.

Однако подобные действия банка возможны только тогда, когда такое условие четко прописано в договоре. Если вы не подписывали дополнительные соглашения, но открывали счет, между вами и банком автоматически действует публичный договор, условия которого утверждены банком и размещены на его официальном сайте.

Именно в нем может быть пункт о комиссии по обслуживанию или неактивности счета. Если банк списал средства без законных оснований, то такие действия могут считаться нарушением прав потребителя финансовых услуг.

Что предполагает договор с банком?

Как отмечает Виктория Гусакова, в публичных договорах часто содержится пункт, согласно которому банк вправе взимать ежемесячную комиссию за содержание неактивных счетов.

Неактивным счет считается тогда, когда по нему нет движения денежных средств в течение определенного периода (обычно 6–12 месяцев).

Однако банк обязан уведомить клиента о таких изменениях или списании средств заблаговременно — через SMS, письмо или официальное уведомление. Если сообщение не поступало, клиент имеет право обжаловать следующие действия.

Что делать пенсионеру, если со счета списали деньги?

«Обратитесь в банк в письменном виде и выясните, предусмотрена ли комиссия за неактивный счет. Если такая комиссия есть, работники банка должны четко указать, на основании какого пункта договора она была применена. Требуйте детальной выписки со счета», — сказала Виктория Гусакова.

Если ответ банка вас не удовлетворит, обратитесь с жалобой в Национальный банк Украины:

    • адрес: 01601, г. Киев, ул. Институтская, 9;
    • горячая линия: 0 (800) 505-240;
    • онлайн-жалоба подается через сайт НБУ в разделе «Обращение граждан».

Сохраняйте все документы. Копия заявления в банк, ответ банка, а также выписка со счета могут стать доказательствами в случае дальнейшего рассмотрения жалобы или судебного спора.

Как получить бесплатную правовую помощь?

Пенсионеры имеют право на безвозмездную первичную правовую помощь — консультации, разъяснения, помощь в составлении заявлений и жалоб.

Кроме того, если доходы пенсионера не превышают двух прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (по состоянию на 2025 год — 4722 грн × 2 = 9444 грн), он может получить вторичную правовую помощь.

Обращаться в местный центр бесплатной правовой помощи по месту жительства.

Если вы обнаружили безосновательное списание средств с пенсионной карты, не откладывайте — сразу обращайтесь в банк в письменном виде. Большинство вопросов решаются еще на этом этапе. Но если банк игнорирует или отказывается вернуть деньги — пишите жалобу в Нацбанк. Это бесплатно и действенно.

Вам также будет интересно:

Facebook
X (Twiiter)
LinkedIn
Pinterest
WhatsApp

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине

Перейти на українську версію сайту?