Ключевые тезисы:
- Неправильные данные в правоустанавливающих документах, даже мелкие описки или ошибки, могут заблокировать любые сделки с имуществом.
- Исправление ошибок в документах о праве собственности возможно несколькими способами: через государственного регистратора или нотариуса с соответствующими полномочиями, в судебном порядке или по решению Минюста в зависимости от типа ошибки.
- Подать заявление на устранение ошибки в документах о праве собственности можно как в бумажной форме, так и через Единый государственный вебпортал электронных услуг. В военное время органы местного самоуправления могут освободить заявителей от уплаты админсбора.
Раньше мы рассказывали, что некоторые украинцы могут потерять право собственности на землю.
Статья 316 Гражданского кодекса Украины определяет, что правом собственности является право человека на вещь (имущество), которое она осуществляет в соответствии с законом по собственной воле, независимо от воли других лиц. Важно, чтобы вещные права на такое имущество были зарегистрированы в соответствии с требованиями Закона Украины № 1952-IV «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений».
Эксперты программы USAID DOBRE объясняют, какие типы ошибок в документах о праве собственности на недвижимое имущество существуют и как их исправить.
Типы ошибок в документах
Технические ошибки, то есть грамматические, типографские и арифметические, может исправить государственный регистратор без суда. Однако в отдельных случаях судебное решение обязательно.
Другие ошибки, касающиеся, например, площади или других технических характеристик, требуют отдельных процедур. Потребуется повторная техническая инвентаризация, согласно Порядку проведения технической инвентаризации
Способы исправления ошибок
«Самым простым способом исправления ошибок является обращение к государственному регистратору, в идеале – тому, который осуществлял соответствующую регистрацию», — отмечают специалисты проекта.
Если документы еще не изданы, регистратор может исправить техническую ошибку по собственной инициативе. Впоследствии – по заявлению владельца.
«Исправление ошибки, сведений, влияющих на права третьих лиц, осуществляется государственным регистратором исключительно при наличии согласия таких лиц или на основании судебного решения», — подчеркивают эксперты.
Обратите внимание, что регистрацию может также осуществлять нотариус, на которого возложены функции государственного регистратора прав. Однако, эти функции имеют не все нотариусы.
Особыми являются ошибки, возникшие из-за жалобы, злоупотребления доступом к реестру или другие противоречивые случаи. Их исправление осуществляет ответственное должностное лицо Минюста.
Сколько стоит исправление ошибок
Исправление технической ошибки, допущенной по вине заявителя, стоит 4% прожиточного минимума для трудоспособных лиц. В 2025 году она составляет 3028 гривен. То есть административный сбор составит около 121 гривны.
Если государственную регистрацию осуществляет исполнительный орган местного совета, он может принять решение об освобождении от уплаты административного сбора в условиях военного положения.
Как подать заявление на исправление ошибки
Заявление об исправлении технических ошибок может быть подано двумя способами:
- в бумажной форме;
- с помощью Единого государственного веб-портала электронных услуг или других информационных систем с использованием средств электронной идентификации.
«Подача заявления в бумажной форме не означает, что заявитель должен написать или распечатать соответствующий текст самостоятельно. Лицо, к которому обращается заявитель с заявлением об исправлении ошибки (т.е. государственный регистратор или нотариус с соответствующими функциями) самостоятельно вносят необходимые сведения в реестр и производят заявление путем его печати с помощью программных средств ведения Реестра на листах бумаги форматом А4», — уточняют специалисты проекта.
Читайте также: