В этом году мы опубликовали несколько материалов о разных видах мошенничества в сфере земельного законодательства. Речь шла о регистрации двойных госактов на один и тот же участок, а также о проблемах, связанных со сдачей пая в аренду.
О том, как защититься от незаконного посягательства на ваш земельный участок в случае двойной регистрации прав или самовольного занятия участка, рассказали в Министерстве юстиции.
Два пути защиты
Если кто-то пытается незаконно завладеть вашим земельным участком, то законодательство предусматривает два пути защиты – в досудебном и в судебном порядке.
Досудебный порядок предполагает обращение:
- в правоохранительные органы;
- в Комиссию по вопросам рассмотрения жалоб в сфере госрегистрации при Министерстве юстиции Украины (далее Комиссия);
- в бюро бесплатной правовой помощи для сообщения о факте рейдерской атаки и получения консультации относительно дальнейших действий.
Кроме того, законный владелец земельного участка может обратиться к субъекту госрегистрации прав или нотариусу с заявлением о запрете совершения регистрационных действий.
Какие вопросы рассмотрят?
В Комиссию при Министерстве юстиции владелец земельного участка может обратиться, если у него есть жалобы:
- на решения госрегистраторов о госрегистрации имущественных прав на недвижимое имущество;
- на решения (действия или бездействие) главных территориальных управлений юстиции.
В то же время рассмотрению не подлежат обращения:
- с жалобами на решения о регистрации прав, полученных на основании решения суда;
- с жалобами на регистрационные действия, проведенные на основании решения суда;
- в период судебного разбирательства.
Как оформить жалобу?
Жалоба на решение, действие или бездействие регистратора подается в Минюст в письменной форме и должна содержать:
- фамилию, имя, отчество заявителя, его место жительства (пребывания) – для физлиц или местонахождение – для юрлиц, а также фамилию, имя, отчество представителя, если он подает жалобу от имени заявителя;
- реквизиты решения госрегистратора, подлежащего обжалованию;
- содержание спорного решения (действия или бездействия) и нормы законодательства, которые нарушены, по мнению заявителя;
- изложение обстоятельств, которыми заявитель обосновывает свои требования;
- сведения о наличии или отсутствии судебного спора по затронутому в жалобе вопросу;
- подпись заявителя или его представителя с указанием даты составления жалобы.
К жалобе прилагаются заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих факт нарушения прав заявителя при принятии госрегистратором соответствующего решения (при наличии). Если жалоба подается представителем истца – прилагается доверенность или другой документ, подтверждающий его полномочия и заверенный в установленном порядке.
Обратите внимание: жалоба, поданная без учета указанных требований, Комиссией не рассматривается.
Когда дадут ответ?
Общий срок рассмотрения жалобы – до 45 календарных дней с момента поступления документа. При этом жалобы на решения (действия или бездействие) территориальных управлений юстиции должны рассматриваться в течение 15 календарных дней, а на жалобы по решениям (действиям или бездействию) госрегистратора, субъекта госрегистрации отводится 60 календарных дней.
Комиссия готовит заключение в течение двух-трех недель. Оно направляется заявителю в течение трех рабочих дней со дня его принятия. Если заявитель не согласен с решением Комиссии Минюста, он может обратиться в суд.
В какой суд подавать иск?
Подать иск в суд можно с требованием отменить решение о государственной регистрации прав, признать недействительными документы, на основании которых была проведена госрегистрация прав. Истец также может требовать освобождения самовольно занятого земельного участка.
Обращаться можно:
- в Хозяйственный суд, если сторонами спора являются юридические лица и (или) граждане – субъекты предпринимательской деятельности;
- в Административный суд, если рассматриваются решения (действие или бездействие) властных субъектов, компетентных в сфере земельных правоотношений;
- в суды общей юрисдикции – во всех остальных случаях.
Полезный телефон
Получить консультацию можно по телефону контакт-центра системы бесплатной правовой помощи:
0-800-21-31-03
(круглосуточно и бесплатно в пределах Украины).
Подготовила Виктория Сергеева