40 лет тому назад был снят фильм «Труффальдино из Бергамо». Эту искрометную комедию зрители всех возрастов смотрят и сегодня с неизменным удовольствием.
Венецию построили в павильоне
Снял фильм «Труффальдино из Бергамо» режиссер Ленинградского театра музыкальной комедии Владимир Воробьев. Так как Воробьев не представлял себе этот фильм иначе, чем мюзикл, он начал с того, что обратился к знаменитому композитору Александру Колкеру с просьбой написать к нему музыку. Но написанная Колкером музыка требовала динамичного действия, поэтому Воробьеву пришлось включить в сценарий погони, драки и сцены фехтования. В Италию съемочную группу, разумеется, не пустили, поэтому создавать Венецию пришлось на родине. И вот в павильонах «Ленфильма» появились венецианские пейзажи, а каналы с успехом снимали на Неве, в которую весьма органично вписались итальянские гондолы. Все это создал художник Исаак Каплан, который мог построить любую «заграницу», чем нередко спасал отечественное кино. Позже, когда актерам довелось побывать в настоящей Венеции, они говорили, что город, выстроенный в то время в павильонах студии, почти ничем не отличался от реального.
Снимали фильм летом и осенью 1976 года в Пушкине. Однако некоторые сцены пришлось переснимать зимой, на берегу Финского залива. Актеры ужасно мерзли, а вдоль залива уже лежал снег. Но Воробьев быстро придумал выход — он заявил, что снег будет выглядеть, как пена от прибоя, и зритель ничего не заметит. Так оно и произошло.
Гундарева чуть не выжила Райкина из фильма
Кроме Натальи Гундаревой, которая сыграла Смеральдину, и Константина Райкина — Труффальдино, все актеры, занятые в фильме, работали в театре Владимира Воробьева. Еще во время проб Райкин был уверен, что на главную роль его не утвердят, так как на Труффальдино, кроме него, пробовались Борис Смолкин, исполнявший эту роль в театре, Олег Даль и Александр Демьяненко. Однако Воробьев все же предпочел утвердить Райкина, которого в то время практически никто не знал. На площадке сразу же начались конфликты. Райкин, работавший над ролью вдумчиво и методично, вызывал у импульсивного Воробьева раздражение. А Гундарева, которая была однокурсницей Константина Аркадьевича по Щукинскому училищу, вообще считала его «папенькиным сыночком», попавшим в актеры исключительно благодаря протекции знаменитого отца. Она была категорически против его участия в фильме, и считала, что роль Труффальдино должен сыграть Виктор Павлов, с которым она дружила с детства. К тому времени Гундарева стала уже известной актрисой и вела себя так, будто была полноправной хозяйкой «Ленфильма». А вот Райкину постоянно приходилось доказывать, что он не менее талантлив, чем остальные. Однако как только отсняли первую сцену с Труффальдино, на площадке раздались дружные аплодисменты — так съемочная группа выразила свое восхищение работой молодого актера. С того времени отношение коллег к Райкину резко изменилось.
Капитан гвардейцев ездил на осле
Так как все актеры работали в театре музыкальной комедии, то с вокалом проблем не возникало — все пели своими голосами, кроме Райкина и Гундаревой. За Гундареву пела Елена Дриацкая, сыгравшая в фильме роль Клариче. А за Райкина, по просьбе Воробьева, спел Михаил Боярский.
Пикантность ситуации заключалась в том, что когда-то Боярский пробовался в Ленинградский театр музыкальной комедии, но Воробьев отказал ему, мотивировав тем, что у него очень сиплый голос. Это обидело Боярского, однако когда Воробьев предложил ему озвучить Райкина, он все же согласился. Таким изящным способом Боярский «отомстил» режиссеру и доказал ему, что тот ошибся, не взяв его в свой театр.
Так как в фильме предполагалось множество трюков, актеров перед началом работы тщательно готовили — их специально обучали падениям, прыжкам, фехтованию и верховой езде. Труднее всего фехтование давалось Валентине Кособуцкой, которая играла роль Беатриче, так как ей нужно было не только ходить и говорить, но и драться по-мужски. Кстати, Виктор Костецкий, который снимался в роли Флориндо, рассказывал, что это только на экране кажется, будто актеры прекрасно сидят в седле. На самом деле лошади отлично чувствовали, что наездниками они были никудышными, поэтому буквально издевались над ними. Например, лошадь Костецкого в самый разгар работы ускакала со съемочной площадки в лесную чащу. Там она остановилась посреди густого колючего кустарника, и актеру, чтобы сойти на землю, пришлось долго ждать, пока его догонит технический персонал и выведет лошадь на поляну. А Евгений Тиличеев, который играл капитана гвардейцев, вообще боялся лошадей. Поэтому режиссер решил посадить его героя на осла. Высокий рост актера позволял ему сходить со своего «скакуна», просто выпрямляя ноги и упираясь ими в землю. А ослик, продолжая движение, выбегал из-под своего седока и бежал дальше.
Историческая неправда
В фильме много неточностей, которые не соответствуют исторической правде. Например, герои носят одновременно парики и бороды, чего на самом деле быть не могло. Парики в XVIII веке припудривали мукой, поэтому мужчины гладко брили лица, чтобы она не попадала в бороды и усы. Растительность на лице имели только простолюдины, не носившие париков. Кроме того, герои получают письма в конвертах, которые на самом деле появились только через сто лет после событий, происходящих в фильме.