Так говорили об актере Зинаида Шарко и Георгий Товстоногов
12 апреля актеру Ефиму Копеляну исполнилось бы 105 лет. Актер создал множество замечательных образов в кино и театре, а его голосом говорили самые известные звезды зарубежного кинематографа.
Не дал отчислить себя из института
Как рассказывал сам Ефим Захарович, едва ли не главную роль в выборе им профессии сыграл Уильям Шекспир. В 12 лет Копелян прочел «Короля Лира», и пьеса так ему понравилась, что мальчик перечитал все пьесы английского драматурга. Он стал бредить театром, но его упорно не принимали ни в один театральный институт, утверждая, что у него нет актерских способностей. Поэтому после школы Ефим поступил в ленинградский художественный вуз на архитектурный факультет.
Студенческая жизнь была хоть и веселой, но голодной, и студентам часто приходилось подрабатывать где придется. Копелян устроился в массовку в Большой драматический театр. А вскоре один из знакомых актеров предложил ему попробовать поступить в театральную студию при БДТ. Парня приняли, но руководитель театра Константин Тверской, который преподавал в студии, счел, что у юноши особых способностей нет и собирался его отчислить. Он любил повторять: «Пять я ставлю господу Богу, четверку — себе, ну а тройку — лучшему ученику». В надежде, что Копелян провалит спектакль, Тверской поручил ему роль в одной из пьес, которые ставили на студенческой сцене. Однако Ефим Захарович настолько точно создал рисунок образа, что даже Тверской вынужден был изменить своему правилу. Впервые в истории студии он поставил своему ученику «отлично».
Копеляна сравнивали с Жаном Габеном
После окончания студии Копелян остался работать в БДТ, и в первом же спектакле с ним случился курьез. Когда молодой актер выходил на сцену, от волнения он перепутал декорации и появился не через дверь, а через окно. Ему было очень стыдно, и после спектакля он отправился извиняться к своему партнеру Николаю Монахову, который в то время был известным актером. Монахов, выслушав извинения Копеляна, расхохотался и сказал: «Ты ведь, голубчик, мало того, что вошел на сцену через окно, ты еще и вышел через камин!».
Когда началась война, Ефим Захарович записался в ополчение и работал во фронтовом театре. После победы Ефим Захарович вновь вернулся в родной театр, однако до сорока лет он так и продолжал играть небольшие роли. Известность к нему пришла только после того как театр возглавил Георгий Товстоногов — Копелян стал его любимым актером. Кроме театральных ролей, в послужном списке актера было немало и кинообразов — он снялся более чем в 80 фильмах. Товстоногов называл Копеляна отечественным Жаном Габеном, а актриса Зинаида Шарко перефразировала главного режиссера так: «Жан Габен — это их Фима Копелян!». Коллеги, признавая его талант, говорили, что Ефим Захарович может сыграть даже телефонную книгу.
Актер называл себя «Ефильм Закадрович»
Работал Копелян всегда на совесть. Например, как-то в БДТ ставили пьесу «Не склонившие головы», в которой рассказывалось о сбежавших с каторги белом и негре, скованных одной цепью. Копеляну досталась роль белого расиста, а Павлу Луспекаеву — негра. Во время репетиций они связывали себя веревкой и в таком виде бегали по театру, чтобы на своей шкуре испытать ощущения своих героев. Такие репетиции были очень тяжелыми и изнурительными, но зато во время спектакля актеры играли блестяще.
В свое время Ефим Захарович вполне мог сыграть в фильме «Семнадцать мгновений весны» — режиссер Татьяна Лиознова готова была предложить ему любую роль даже без проб. Однако Копелян был невероятно занят. Он и так практически жил в поезде — через день ездил из Ленинграда, где играл в театре, в Москву на съемки, и обратно. Но когда подошло время озвучивать фильм, Лиознова, по ее словам, «коленопреклоненно» упросила Копеляна читать текст за кадром. Во время озвучки актер посмеивался: «Я у вас не Ефим Захарович, а Ефильм Закадрович — я же все время за кадром». За этот фильм Копелян получил Госпремию, правда, посмертно.
Последней работой актера стал Кафтанов в многосерийном фильме «Вечный зов». Режиссерам Ускову и Краснопольскому пришлось использовать все свое красноречие, чтобы Ефима Захаровича утвердили на эту роль. Как выяснилось, препятствием стало природное обаяние актера. Дело в том, что по негласному закону в то время отрицательных персонажей должны были играть актеры с неприятной внешностью, и Копеляна еле удалось отстоять.
Врачи поставили неправильный диагноз
Женился Ефим Захарович перед самой войной — в мае 1941 года на актрисе Людмиле Макаровой. Предложение любимой женщине Копелян сделал весьма прозаическим образом — без роз и красивых слов. Звучало оно так: «Дуй домой за паспортом, и в три часа я буду ждать тебя у ЗАГСа на Фонтанке. Там нас зарегистрируют». Несмотря на это, все 34 года, что актеры были вместе, его жена вспоминала как огромное счастье. Впрочем, Макаровой не раз приходилось ревновать мужа, однако Копелян со свойственным ему юмором успокаивал ее: «Люда, я настолько ленивый, что ухаживания — это не для меня».
В 1975 году у актера обнаружили рак желудка. Диагноз не подтвердился, но Копелян настолько переволновался, что угодил в больницу с инфарктом. Накануне праздника, 6 марта, на прогулке ему стало плохо. Говорят, что все врачи праздновали женский день, и помочь актеру было некому. В тот же день он умер.
Когда Товстоногов узнал об этом, он сказал: «Из театра ушла совесть».
«А где же престиж?»
В театре Копелян любил подшучивать над новенькими реквизиторшами и костюмершами, на которых он своими усами и грозным видом наводил ужас. Как-то одна из них принесла актеру трубку и трость для спектакля, и Копелян грозно спросил ее: «А где же престиж?». Девушка, извинившись, в панике выскочила из гримерки артиста и бросилась искать «престиж», по дороге спрашивая у всех, где он лежит. Успокоил несчастную кто-то из актеров, растолковав ей, что означает это слово.