В рамках реформы пенсионной системы в Украине планируют ввести обязательное накопительное страхование. Наше правительство планирует использовать ту модель, которая хорошо зарекомендовала себя в развитых странах. Но, как показывает опыт стран бывшего СССР, накопительная система себя не оправдывает…
Что планируется в Украине?
Как мы уже писали, с 1 января 2017 года в нашей стране хотят внедрить второй, накопительный уровень системы пенсионного обеспечения. Участниками накопительной системы пенсионного страхования должны стать лица, которым по состоянию на 1 января 2017 года исполнится не более 35 лет. Возможность принять участие в накопительной системе будет также предоставлена тем, кому на указанную дату исполнится не более 55 лет. Решение о добровольном участии в накопительном уровне пенсионной системы такие лица должны будут принять до 1 января 2018 года.
Размер взноса в первый год должен составлять 2%. Ежегодно отчисления будут увеличиваться на 1% до достижения 7%. Начиная с 2018 года, по мере увеличения размера взноса для застрахованного лица, соответственно будет сокращаться размер единого социального взноса. Это приведет к частичному перераспределению уплаты размера единого взноса от работодателя к работнику по 1% ежегодно, в результате чего в 2022 году ставка единого социального взноса для работодателя снизится на 5%.
Для аккумулирования накопительных пенсионных взносов планируется создать Государственный накопительный фонд. Это учреждение будет инвестировать средства накопительного пенсионного уровня в ценные бумаги, включая государственные, иные объекты вложения с целью получения прибыли для выплаты в будущем пенсий застрахованным лицам.
Что происходит в странах бывшего СССР?
Накопительная система пенсионного обеспечения оправдывает себя лишь в странах со стабильной экономикой и низкой инфляцией. Если экономику государства «лихорадит», то пенсионные накопления превращаются в сумму, которая не может гарантировать пенсионерам обеспеченную старость. Об этом свидетельствует опыт большинства постсоветских стран.
По какому пути пойдет Украина? Сейчас нам предлагают дорогу, которая, как показывает опыт других стран, оказалась тупиковой. А единственная панацея — сильная экономика — пока нам не грозит.
Пенсии в Узбекистане
Реформа пенсионной системы Узбекистана началась в 2005 году – тогда же действующую пенсионную систему дополнила накопительная система. Размер обязательных накопительных взносов устанавливается ежегодно кабинетом министров при формировании государственного бюджета на очередной год. При этом к накопительному взносу ежегодно начисляется 1% от его суммы. Эту сумму изначально планировали ежегодно увеличивать, но из-за экономической ситуации в стране этого не делают.
По официальной статистике, на сегодняшний день около 9 млн. граждан этой страны имеют накопительные пенсионные счета (почти треть населения страны). Однако у Народного банка, который занимается выплатой начислений по накопительной пенсионной системе (в случае отъезда из страны или в случае смерти пенсионера все накопления должны выплачивать в полном объеме) регулярно возникают проблемы с выдачей наличных. Гражданам приходится ждать до полугода – прежде чем они могут получить все сбережения в полном объеме. К тому же, темпы инфляции «съедают» накопленные за десять лет сбережения.
Пенсии в Казахстане
Накопительная пенсионная система в Казахстане была введена в 1998 году — с этого времени работодатели обязаны перечислять 10% от дохода работника на его индивидуальный счет, открытый в пенсионном фонде. До 2013 года в стране действовало более десятка частных накопительных пенсионных фондов (НПФ) и один государственный НПФ. Два года назад власти страны объявили о передаче всех счетов и накоплений казахстанцев из частных НПФ в государственный и создании Единого пенсионного фонда.
Из-за высокой инфляции и слабого фондового рынка страны, доходность по пенсионных накоплениям была невысокой, в некоторых случаях даже отрицательной. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, в 2014 году были введены обязательные профессиональные пенсионные взносы в размере 5%. А с 2018 года работодатели будут обязаны за свой счет перечислять еще 5% от фонда оплаты труда на пенсионные отчисления. Как опасаются эксперты, работодателям это будет невыгодно, что может привести к росту теневой экономики.
Пенсии в Кыргызстане
С 2010-го по 2012 годы в Кыргызстане также была введена накопительная часть пенсии. Дополнительное отчисление страховых взносов – 2% от заработной платы должно было увеличить пенсии. В целях расширения страховой базы проводилась активная работа по постановке на персонифицированный учет всех трудоспособных граждан и открытию личных страховых счетов. Однако такая реформа не принесла ожидаемого эффекта — более 60% пенсионеров по-прежнему получают пенсию в размерах ниже прожиточного минимума. Пенсионному фонду катастрофически не хватает денег – по статистике в этой стране один рабочий содержит пять пенсионеров. Сейчас власти Кыргызстанае активно обсуждают вопрос о возможном поднятии пенсионного возраста для женщин на 7 лет и для мужчин на 2 года.
Пенсии в Армении
В Армении действие обязательной накопительной пенсионной системы должно было вступить в силу с 1 января 2014 года для всех граждан, родившихся после 1 января 1974 года. Но под давлением общественных протестов задуманное полностью не было реализовано. Сначала Конституционный суд принял постановление о признании не соответствующими Конституции ряда положений закона «О накопительных пенсиях». Затем парламент внес поправки, согласно которым накопительная пенсионная система действует только для сотрудников государственных организаций.
Для частного сектора система пока внедряется в добровольном порядке, а по истечении трех лет обязательный компонент накопительного страхования распространится и на них.
Пенсии в России
Решение об обязательном накоплении в России было признано ошибочным. К этому выводу власти пришли спустя десять лет после реформы. Средняя доходность накопительных пенсионных фондов в 2004-2012 годах составила 6%, проиграв инфляции в полтора раза.
В 2014 году правительство ввело мораторий на формирование накопительной части пенсий. Тогда все пенсионные взносы за год были перечислены в страховую часть. Мораторий продлен на 2015-й и 2016 годы.
Проблема возникла из-за снижения количества трудоспособного населения и снижения доходов бюджета. Сейчас в России обсуждается вопрос об отмене обязательной накопительной части пенсионной системы или о радикальном снижении отчислений, что по сути то же самое. Также поговаривают о возможном повышении пенсионного возраста.
Пенсии в Беларуси
В Беларуси не планируется введение обязательного накопительного компонента в пенсионную систему. В правительстве посчитали, что подобные реформы имели негативные последствия в ряде стран, а экономические проблемы последних лет продемонстрировали уязвимость накопительных механизмов. При этом частные страховые организации предлагают белорусам возможность накопления средств на будущую пенсию по собственным пенсионным программам.
Как копят на старость в развитых странах?
До недавнего времени универсальным решением проблем с пенсионным обеспечением считался переход на многоуровневую систему. Ее, в частности, активно продвигал Всемирный банк. В 1994 году аналитики пришли к выводу, что введение накопительной пенсионной системы ускорит экономический рост, покончит с теневой занятостью и будет стимулировать развитие фондовых рынков. Основанием для этих расчетов послужил экономический рост в Чили, который совпал по времени с ликвидацией солидарной пенсионной системы и введением накопительной.
Так, мировые пенсионные активы накопительных фондов 16 крупнейших рынков мира за последние 10 лет увеличились почти вдвое и на конец 2014-го составили 36,2 трлн. долл. Это соответствует 83% совокупного ВВП этих стран. Пальма первенства принадлежит США: на конец 2014 года объем пенсионных активов в Соединенных Штатах составлял 22 трлн. долл.
В пятерку лидеров также входят Великобритания (3,31 трлн. долл.), Япония (2,86 трлн. долл.), Австралия (1,68 трлн. долл.), Канада (1,5 трлн. долл.).
Пенсионные активы являются не только главным источником обеспеченной старости пенсионеров, но и ключевым источником национальных инвестиций и той «финансовой подушкой», которая поддерживает экономики в кризисное время.
Вместе с тем, именно кризис 2008 года нанес сильнейший удар по идее накопительной системы. Тогда капитализация пенсионных фондов во всем мире обвалилась на 23%, они потеряли около 5 трлн. долл. И если государственные солидарные фонды за счет бюджета обеспечивают выплаты, то частные накопительные фонды, особенно в США, с началом кризиса 2008 года просто урезали пенсии, ссылаясь на обвалы фондовых рынков.
Многие эксперты приходят выводу, что в долгосрочной перспективе накопительные фонды не выгоднее и не надежнее, чем самостоятельное вложение гражданами своих средств в имеющиеся на рынке активы (депозиты, золото, акции компаний, валюту) с целью сохранить сбережения на старость.