Пятница, 22 ноября, 2024
ГлавнаяОбществоКасается внутренних переселенцев: аренда государственного имущества и льготы – что нужно знать

Касается внутренних переселенцев: аренда государственного имущества и льготы – что нужно знать

Во время войны аренда может стать выгодным инструментом для старта собственного бизнеса, особенно в условиях, когда многим украинцам пришлось сменить место жительства и начать все с нуля на новом месте, считают в Фонде и призывают, в первую очередь украинцев, получивших статус ВПЛ, подробнее разобраться во всех преимуществах сотрудничества с государством.

Прошла прямая телефонная линия с Андреем Шрамко, директором Департамента аренды и распоряжения государственным имуществом Фонда государственного имущества Украины.

Почему выгодно арендовать государственное имущество сегодня?

— Сегодня Фонд госимущества является крупнейшим рантье в стране.

Общая площадь всех объектов, которые можно арендовать у государства, составляет около 8 миллионов квадратных метров. Фонд одновременно сопровождает более 14 000 контрактов, из которых 25% заключено именно с физическими лицами.

Риски аренды по сравнению с рисками приобретения имущества в собственность минимальны, а также требуют стартового капитала в сотни раз меньше.

Кроме того, по инициативе Фонда во время войны было упрощено большинство процедур аренды и внедрены механизмы, позволяющие вдвое сократить стартовые расходы и максимально упростить почти все процедуры оформления аренды:

  • сокращен срок на согласование с органом управления решения о передаче объекта в аренду с 40 до 7 дней;
  • сроки проведения аукциона сокращены (минимальный срок проведения аукциона составляет 5 дней);
  • имущество государственных учреждений, а также запрещенных для приватизации объектов, по договорам, заключенным до введения военного положения, можно сдавать в субаренду;
  • бюджетные учреждения, имеющие право на получение имущества без аукциона, не требуют проведения независимой оценки и уплаты обеспечительных депозитов;
  • при определении стартовой арендной платы не производится переоценка при низкой балансовой стоимости;
  • при отсутствии остаточной балансовой стоимости стартовая арендная плата составляет 1 грн. за 1 кв. м площади;
  • уменьшен размер депозита и авансового взноса.

Большинство этих упрощений стали особенно важны для ВПЛ и релокированного бизнеса.

— Сложно ли вообще арендовать площади под открытие собственного бизнеса и есть ли отдельные льготы для ВПЛ?

— Во время войны государство как арендодатель стало для бизнеса, независимо велик он или малый, надежным партнером.

Имеющиеся плюсы: стабильный размер арендной платы, сроки договоров сейчас могут быть от 5 лет и больше, есть ряд льгот для арендаторов во время действия военного положения. Для релокированного бизнеса есть дополнительный бонус. Первые шесть месяцев можно платить за аренду всего 1 гривну за 1 квадратный метр. За это время можно перевезти и установить оборудование, нанять персонал, приспособиться к новым условиям, открыть новое дело. По истечении льготного срока арендатору придется платить полную сумму, определенную в результате арендного аукциона, на котором он предложил самую высокую цену и выиграл.

Чтобы взять в аренду госимущество достаточно сделать несколько простых шагов.

Все остальное сделает Фонд и площадка, на которой проходят аукционные торги по аренде.

Вот эти три шага:

  • зайти на сайт «Prozorro.Продажи» в раздел «Аукционы», выбрать направление работы — «Аренда государственного и коммунального имущества» — и получить список доступных помещений, с помощью дополнительных фильтров отсортировать варианты;
  • выбрать объект потенциальной аренды, изучить информацию и ознакомиться с условиями;
  • зарегистрироваться и подать заявку на участие в аукционе на одной из 40 аккредитованных онлайн-площадок.

— Как получить льготы для релокированного бизнеса?

— Для получения соответствующей льготы необходимо обратиться в областную военную администрацию с ходатайством о релокации по форме, опубликованной на сайте Фонда и получить не менее чем за 1 день до проведения аукциона ходатайство от ОВА.

На аукционе этот ответ будет документальным подтверждением для оформления льготы. Больше об этом можно узнать на нашем сайте или в региональном отделении Фонда.

Работает также платформа цифрового взаимодействия, где предприниматели из пострадавших регионов могут подать заявку на перемещение, а бизнесу из безопасных регионов предложить помещения, оборудование и другие ресурсы для релокированных предприятий.

— Какие документы нужно подать релоцированному бизнесу и куда, если необходимо перевезти офис, а не производство?

— Независимо от целевого назначения площадей, которые требуются перемещенному бизнесу, обращения о ходатайстве к ОВА будет вполне достаточно.

По нашему опыту, областные военные администрации охотно откликаются на такие обращения, оперативно их рассматривают и помогают бизнесу.

По нашим данным, лидерами по размещению релокированных бизнесов в начале войны стали Львовская, Черновицкая и Ивано-Франковская области.

В основном перемещались предприятия машиностроения, а также пищевой промышленности.

— Где можно узнать предложения по аренде, например, в Одессе или в других регионах?

— Можно обратиться в региональное отделение Фонда и получить исчерпывающую консультацию.

Можно также следить за анонсами аукционов на сайте orenda.gov.ua или в телеграмм-канале «Аренда в Украине». Если нашли интересный объект и он находится в государственной собственности, но не используется субъектами хозяйствования, то можно даже самостоятельно инициировать его аренду.

Для этого нужно сделать 5 простых шагов:

  • найти свободный объект государственной или коммунальной собственности, который хотите арендовать;
  • зарегистрироваться на любом из десятков подключенных к системе “Prozorro.Продажи” площадок;
  • направить арендодателю (ФГИУ или его региональное отделение) заявление о включении желаемого объекта в Перечень первого типа через систему “Prozorro.Продажи”;
  • проверить включение объекта в Перечень на сайте orenda.gov.ua и ознакомиться с подробной информацией о нем;
  • после объявления аукциона подать заявку на участие через личный кабинет;
  • предложить победную цену и выиграть аукцион.

— Какой бизнес можно открыть начинающим на базе арендованного госимущества? Что интересного сейчас может предложить Фонд?

– Среди доступной недвижимости, которую Фонд сдает в аренду: офисные помещения, складские здания и промышленные сооружения.

Сдаются в аренду не только промышленные площадки. До 25% общего количества договоров – это аренда площадей до 10 квадратных метров, более 50% – до 50 квадратных метров. Мы знаем примеры, когда в студенческих общежитиях малый бизнес размещал общественные прачечные. Это также может быть размещение вендинговых автоматов для продажи снеков или кофейных автоматов, автоматов по продаже фильтрованной воды, открытия мини-кафе и пунктов обмена валют, экспресс-парикмахерской и прочее. На самом деле палитра идей для собственного бизнеса может быть огромной.

— Можно ли найти для производственного бизнеса актив, например, с каким-то оборудованием?

— Фонд может предложить не только отдельные объекты недвижимости.

Это могут быть единые имущественные комплексы с оборудованием. Но здесь есть нюансы. Изменить сферу производства или сферу предоставления услуг у таких объектов невозможно, они переходят арендодателю со всеми процессами и возможными проблемами, которые есть на момент аукциона.

— Может ли физлицо-ФЛП или бизнес сам инициировать выставление объекта на арендный аукцион, если этот объект находится в госсобственности, но не в управлении Фонда?

– Да. Балансодержателем может быть любое государственное предприятие или орган исполнительной власти. К примеру, университет или Министерство образования и науки Украины. Фонд может обратиться к такому балансодержателю или органу управления и инициировать выставление объекта на аукцион или они могут самостоятельно инициировать перед Фондом аренду принадлежащего им имущества. Мы очень часто слышим, что университетам не хватает средств на ремонт или отопление зимой и при этом у них достаточно площадей, которые могли бы сдавать в аренду малому бизнесу одновременно с пользой для студентов. К примеру, сдавать часть помещений в центральных корпусах под книжные магазины, совместными усилиями с бизнесом делать интересные проекты современного образовательного пространства и даже банальные буфеты и копи-центры.

— Как рассчитать стартовую арендную плату и гарантийный взнос для недвижимого имущества?

— Можно воспользоваться калькулятором ФГИУ.

Аренда государственного имущества – хорошая платформа и для начинающих бизнесменов.

Хотелось бы донести до людей мнение, что аренда сейчас – перспективно. Интересуйтесь на сайте Prozorro аукционами по аренде, которые проходят в вашем городе. Для этого достаточно раз в неделю заглянуть на 5-10 мин на сайт Prozorro.Продажи https://prozorro.sale).

Если вы начинаете бизнес, именно аренда государственного имущества сможет минимизировать ваши риски.

Если проект не сработает, то из него можно будет выйти с минимальными финансовыми потерями. По всем вопросам аренды можно обратиться также на горячую линию ФГИУ: +38 (044) 254 29 76 или 0 800 50 56 46. Режим работы: Пн. – Чт.: с 9:00 до 18:00, Пт.: с 9:00 до 16:45

На прямой линии работали: Сергей Чернявский и Виктория Ланецкая

Прямая линия проведена при поддержке Института развития региональной печати (ИРРП)

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине