Ежегодно 25 декабря католики и протестанты и некоторые церкви православного обряда отмечают Рождество Христово. Кроме того, в этом году Православная церковь Украины (ПЦУ) позволила своим прихожанам, если они того желают, также отмечать Рождество Христово 25 декабря. По традиции, в этот день люди ходят в храмы на рождественские богослужения, готовят праздничные блюда, навещают родных, ну и, конечно, колядуют.
Сегодня мы расскажем о необычном рождественском обряде Мошу (обряд мужской коляды), который вошел в Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия Украины. Этот обряд сохранился только в одном из сел Одесской области, население которого составляют этнические молдаване.
Страшная маска и жезл из травы
Село Орловка Ренийской общины Измаильского района — бессарабская деревня, жители которой отмечают Рождество 25 декабря. Эта традиция существует с незапамятных времен, соединяет в себе христианские и языческие верования и носит название «Мошу». Обряд, в котором участвуют все холостые мужчины села, проходит в дни Рождества — 24 и 25 декабря и символизирует чествование зимнего солнцестояния.
Готовиться к проведению обряда в селе начинают еще 10 декабря. Сначала делают маску для главного персонажа — Мошу — из кроличьих и козьих шкурок, кожаных ремешков, лошадиного волоса, шерстяных нитей, украшают бобами и нимбом из цветов и разноцветных лент. При этом чем более устрашающей выглядит маска, тем лучше. Кроме маски, атрибутом праздника являются мечуки — булавы с большой ручкой, сделанные из рогозы, болотной травы, которыми «воинство» Мошу прогоняет нечистую силу. Знание об изготовлении этих атрибутов передается из поколения в поколение.
Колокола для устрашения злых духов
Вечером 24 декабря село условно делится на две части. В каждой половине собираются холостяки, отслужившие в армии. Они надевают разную военную форму: одна часть — тельняшки, другая — камуфляж. Теперь они представляют собой две «армии», которыми командует Мошу. За ночь «воинство» должно обойти все дворы. Для этого колядники вынуждены передвигаться бегом, но быть очень внимательными. Если они вдруг пропустят чей-то двор, это считается плохой приметой: следующий год может принести в дом несчастье.
На кожаном поясе Мошу закрепляют четыре больших колокола, которые обычно надевают на шею быкам. Вес каждого из них составляет около шести килограммов. Когда Мошу бежит или приплясывает, раздается звон, который, как считают жители села, отпугивает злых духов. Для этой же цели «воины» Мошу изо всех сил колотят по земле мечуками и делают это не только во дворах односельчан, но по дорогам и тротуарам.
О прибытии Мошу и его «воинства» возвещает барабанный бой и звуки кларнета. Колядники хором поют колядки на молдавском языке, а хозяева благодарят их, угощают вином, дарят деньги.