Артист он разноплановый.
Забелин из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»,
следователь МУРа и Страдивари в «Визите к Минотавру»,
Менщиков в «Тайнах дворцовых переворотов»,
злодей Смолл в «Шерлоке Холмсе»,
механик Гаврилов в «Любимой женщине механика Гаврилова» —
его герои не похожи друг на друга, но их объединяет сильный характер и непростая судьба. Каждая его роль отлична от предыдущей.
Сам Шакуров говорит, что не терпит повторений. Экспериментирует не только в кино, но и в театре.
40 лет он служит в Драматическом театре Станиславского и Немировича-Данченко.
«Нечасто встретишь актера, крепкого духом не только на экране, но и в жизни. Сергей Шакуров всегда был именно таким – мужик во всех смыслах этого слова», – как-то сказал режиссер Сергей Соловьев.
В детстве Сергей Шакуров не отличался прилежанием. Родители никогда не ругали его за плохие отметки, и даже перспектива стать второгодником не пугала мальчика. Любимым его предметом была физкультура, и в 10 лет Сережа подался в секцию акробатики. «Спорт сделал меня человеком, – говорит Шакуров. – Я только потом это понял. Там ты всегда должен быть лидером, думать только о победе. Буквально через два месяца я защитил третий разряд, еще через четыре или пять месяцев – второй. Очень мощно пошел. Потом стал мастером спорта. И в характере это вырабатывалось – быть первым везде».
Обычно Шакуров отказывается от небольших ролей, но Петру Тодоровскому всё же удалось заполучить его в фильм «Любимая женщина механика Гаврилова».
«Тодоровский отдал мне сценарий в мосфильмовском коридоре и сказал: «Сережа, предлагаю тебе главную мужскую роль». Я вечером уезжал в Ленинград, поэтому сразу ничего не ответил и пообещал перезвонить, – вспоминает Сергей Каюмович. – И вот часов в девять вечера звоню в Москву Петру и хохочу: «Дочитываю предпоследнюю страницу сценария, а мой герой всё еще не появился. Что же это за главная мужская роль?» Но сниматься согласился, потому что понимал: сыграть роль без единого слова не так-то просто». Несмотря на то, что механик Гаврилов появляется всего на пару минут в конце фильма, этот эпизод вышел очень запоминающимся – именно благодаря Шакурову. Поначалу фильм должен был закончиться по-другому: Гаврилова привозили в инвалидной коляске, загипсованного. Людмиле Гурченко этот финал не нравился: она считала, что нельзя так поступать с женщиной, которая всю жизнь ждала своего счастья, – зрители должны понять, что ее любит настоящий мужик. Шакуров неожиданно согласился с партнершей. И смог переубедить режиссера. А детали придумал сам. «Я срываю свой пиджак, ногой на рукав наступил, бац, оторвал. «Петь, – говорю Тодоровскому, – давай уберем «скорую», пусть меня на «воронке» привезут». – «Где я милицию тебе возьму? У меня только санитары!» – «Да я возьму милиционеров, вон они в оцеплении стоят, отрепетирую, слов же у них нет», – вспоминает актер. – Короче, через двадцать минут приехал «газик», я взял настоящих милиционеров, начал с ними репетировать, а они боятся хватать меня. «Держите крепче, сволочи! – кричу. – Сейчас снимать будем». Мотор – и бац, сняли».
«Я чувствую себя на 47–48 лет, – говорит актер. – Живу нормальной жизнью, где есть место и радостям, и печалям, и простительным человеческим слабостям. Ничего специально не делаю для того, чтобы выглядеть моложе. В бассейне проплываю километр без остановки за 25 минут. Само собой, по утрам отжимаюсь, приседаю. Занимаюсь ровно столько, чтобы чувствовать себя бодрым. И еще мы с Маратом (сыном) каждое утро поем песни. Какое бы настроение у меня ни было, как бы ни болела, допустим, голова… В нашей семье – настрой на жизнь».