No menu items!
Воскресенье, 24 ноября, 2024
ГлавнаяНовостиЭтно-экофестиваль «Кодима-фест»: как проходили свадьбы на Кодымщине и чем угощали гостей?

Этно-экофестиваль «Кодима-фест»: как проходили свадьбы на Кодымщине и чем угощали гостей?

На севере Одесской области в селе Ивашково Кодымского района 3-4 июня прошел Второй крупномасштабный этно-экофестиваль «Кодима-фест». Его открыл парад коллективов-участников: люди пожилого, среднего возраста, дети, одетые в национальные украинские костюмы, многие из которых — «из сундуков», так говорят в этих местах, имея ввиду то, что вышиванка, юбка, сарафан достались в наследство от бабушки или прабабушки, […]

На севере Одесской области в селе Ивашково Кодымского района 3-4 июня прошел Второй крупномасштабный этно-экофестиваль «Кодима-фест».

Его открыл парад коллективов-участников: люди пожилого, среднего возраста, дети, одетые в национальные украинские костюмы, многие из которых — «из сундуков», так говорят в этих местах, имея ввиду то, что вышиванка, юбка, сарафан достались в наследство от бабушки или прабабушки, под звуки духового оркестра с песнями прошли от Свято-Покровской церкви к главной фестивальной сцене. Песни, исполняемые во время шествия — тоже наследие, которое для местных жителей является естественной частью не только их праздничной, но и повседневной жизни. Аутентичность — модное сегодня слово, абсолютно характеризует дух и характер «Кодима-фест», выгодно отличая Кодымский этно-экофестиваль от других подобных фестивалей, проходящих в Украине.

Кодымщина — самый удаленный к северу, затерянный в лесах район Одесской области удивительным образом сохранил свою первозданность и самобытность, на которую оказали влияние культура народов, в разное время заселявших эти земли — тюрки, поляки, молдаване, украинцы, евреи. Кодымский район напоминает отдельное государство, каждый из населенный пунктов которого отличается от другого не только рецептами кухни, но и диалектом, свадебными, похоронными и бытовыми ритуалами. Здесь до сих пор придерживаются старых верований и обрядов, с особой святостью и трепетом почитают память об умерших. Любой праздник здесь начинается с поминовения умерших. Не стал исключением и Второй этно-экофестиваль «Кодима-фест». Во время его официальной части всем почетным гостям, приглашенным на сцену — вице-губернатору Одесской области Сергею Колебошину, начальнику управления культуры, национальностей, религий и охраны объектов Одесской областной государственной администрации Елене Олейник, представителям Румынии, Молдовы, руководителям соседних районов — Балтского, Подольского, Савранского, Любашевского, поселка Авангард спонсорам фестиваля, его организаторам была вручена «помана» — особый ритуальный хлеб со свечой.

После поздравлений и приветствий почетных гостей, эко-этнофестиваль «Кодима-фест» был объявлен открытым и на его основных локациях развернулась череда увлекательных и познавательных действий: на малой сцене села Кодымского района по очереди демонстрировали одно из обрядовых действие «Свадьбы Кодымщины», которое началось с вечорницы, сватовства, продолжилось выпеканием свадебного каравая и закручивания голубцов. Что касается свадебного каравая и выпечки хлеба, на Кодымщине эти, казалось бы, обычные действия, также окутаны ритуальными обрядами: существуют специальные молитвы, которые читают во время замеса теста, бытует поверье, что, пока хлеб «поднимается», хозяйка не можем сидеть — она должна найти себе какое-то занятия. Кстати, дрожжи для выпечки применяются только натуральные. Для их приготовления используется пена бродящего вина, которую в крутую смешивают с мукой. Полученную массу «палочкой» зажимают в ладони и высушивают — вот вам и готовые дрожжи.

К свадебным обрядовым действиям в каждом селе готовились особенно: восстанавливались утерянные элементы, тщательно подбирался наряд молодых. Но особое внимание привлекла к себе невеста из села Будеи: на ней был наряд, которому уже без мало шестьдесят лет — это подвенечное платье, венок из парафина, ленты ныне 80-летней Анны Исааковны Зубко. Анна Исааковна сохранила в идеальном состояние не только свой свадебный наряд, но и букет с лентой жениха.

Гости фестиваля могли не только познакомиться со свадебным ритуальным действием, но и стать свидетелями и дегустаторами традиционных свадебных блюд, которые готовились у них на глазах. Так, например, хозяюшки из села Загнитково в огромном казане, вмещающем шесть ведер воды, варили традиционный свадебный капустняк — его подают на второй день праздника. Рецепт может показаться странным, но, поверьте, блюдо очень вкусное: поджаренные в казане на подсолнечном масле лук, морковь, шкварки, мясо, заливаются водой. Когда она закипает, в нее добавляется кукурузная крупа, рис, свежая и кислая капуста, специи и все это варится до полной готовности. Обязательна на свадебном столе и каша-ляпа, считающаяся местным деликатесом. «Тот, кто не пробовал ляпу, не бывал на Кодымщине», — так говорят здесь. Каша-ляпа готовится долго и сложно и требует особых навыков: свежее молоко доводится до кипения, хорошо проваривается, в него добавляется пшеница и рисовая крупа, которые, чтобы не пригорели, постоянно помешиваются. Когда масса уварится, в нее добавляют вначале сливки, а через какое-то время — сливочное масло. Готовую кашу, выложенную на тарелку, поливают шкварками с пережаренным луком. Ляпа настолько популярна на Кодымщине, что было не удивительным встретить ее практически в каждом доме фестивальной деревни — эта локация фестиваля в честь летней печи названа «Котуня». Здесь, пока на малой сцене продолжалась демонстрация свадебных обрядов, проходили мастер-классы по приготовлению блюд местной кухни, таких как бабка с черносливом, лисогорские нудли, мандрики, голубцы с рисом, гречкой и шкварками и многих других.

А на детской площадке «Катруца» играл детский духовой оркестр «Иващани» (село Ивашково), разучивались старинные игры «Черчик», «Коблик», выступали детские творческие коллективы и сам Сашко Лирник рассказывал свои сказки. И, конечно же, взрослые и дети с большим удовольствием фотографировались на фоне очаровательных соломенных животных, сложных лабиринтов и привлекательных шалашей, созданных студентами Одесского художественного училища имени Грекова.

На следующей фестивальной локации — в Кобзарской беседке, сменяя друг друга играли известные Украинские кобзари Александр Гочаренко, Тарас Компаниченко, Андрей Лящук, Тарас Силенко.

В разных уголках «Кодима-фест» своим мастерством делились народные умельцы: все желающие бесплатно могли принять участие в мастер-классе по плетению из соломы, травы, ниток, созданию оберегов и мотанок, резьбе по дереву и гончарному мастерству.

На главной же сцене Второго этно-эко фестиваля «Кодима-фест» в эти дни выступили группа «Русичи», «Хорея Козацкая», «Сельская музыка», «Феликс Шиндлер и Деньги Вперед» и другие.

Программа двух фестивальных дней «Кодима-феста» была настолько насыщенной, что физически не реально было посетить все мероприятия праздника и стать участником всех экскурсий проводимых по туристическим маршрутам Кодымского района.

Председатель оргкомитета Второго этно-экофестиваля «Кодима-фест», председатель Кодымского районной государственной администрации Вадим Козачок в своем интервью почеркнул, что фестиваль играет важную роль не только в развитии и сохранении культуры района, но и в демонстрации его туристической и инвестиционной привлекательности.

Руководитель проекта этно-экофстиваль «Кодима-фест» Дмитрий Скорик обратил внимание на другой аспект: помимо того, что фестиваль способствует сохранению уникальной культуры Кодымщины, он также активизирует социальные процессы в обществе. «Кодима-фест» помог выявить активную часть населения района и сформировать из нее команду, зародил интерес у школьников к народным традициях и фольклору, дал толчок к созданию новых творческих этно-коллективов.
Присутствующий на Втором Кодымском этно-экофестивале «Кодима-фест» директор Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара» Петр Гончар отметил высокий уровень проведения «Кодима-феста», его уникальность и своеобразие.

Необходимо особенно подчеркнуть: неповторимый колорит и ощущение праздника на Втором этно-экофестивале «Кодима-фест» создавала изысканная, выверенная визуализация главной концепции фестиваля, автором которой является талантливый дизайнер Надежда Скорик. Как и в прошлом году, основным символом «Кодима-фест» — символом возрождения, возврата к родным истокам, осталась маленькая красная рыбка «Коблик». В годы советской власти, когда реки перекрывались и пускались вспять, она исчезла из местных водоемов, но недавно опять вернулась в них. К этому символу на Втором этно-экофестивале «Кодима-фест» прибавился новый — Древо жизни, символизирующее триединство миров, который часто встречается на старых подольских рушниках и коврах.
Третий этно-экофестиваль «Кодима-фест» по традиции пройдет в 2018 году на Троицу.

Фото: Елена Охрименко, Виктор Савицкий, Ирина Вишневская.

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине