No menu items!
Суббота, 20 апреля, 2024
ГлавнаяПотребительЗа газ требуют доплатить: что делать потребителю в такой ситуации?

За газ требуют доплатить: что делать потребителю в такой ситуации?

В редакцию пришло письмо от Феодосии Воедило из города Вознесенска Николаевской области. Читательница пишет: «Разъясните, пожалуйста, что такое коэффициент на газ, с какого времени он начисляется и при каких условиях? Я получаю квитанции с большими суммами: к примеру, за июнь должна 1077,13 гривен, за июль – 919,22 гривен, за август – 889,60 гривен. Откуда берутся […]

В редакцию пришло письмо от Феодосии Воедило из города Вознесенска Николаевской области. Читательница пишет: «Разъясните, пожалуйста, что такое коэффициент на газ, с какого времени он начисляется и при каких условиях? Я получаю квитанции с большими суммами: к примеру, за июнь должна 1077,13 гривен, за июль – 919,22 гривен, за август – 889,60 гривен. Откуда берутся эти цифры, если летом газ был не таким дорогим?»

Письмо Феодосии Игнатьевны, которая возмущается доначислениями по газу, – не единственное в редакционной почте. Другие читатели тоже интересуются, почему облгазы, кроме расчетов по показаниям счетчиков и доплаты за доставку газа, приплюсовывают еще суммы за какой-то коэффициент. Законно ли это и что делать с огромными суммами в платежках?

Что такое «стандартные условия»?

Еще в ноябре 2018 года в ряде городов Украины потребители стали возмущаться, получив платежки с доначислениями по газу за три предыдущих года (закон о рынке газа вступил в действие с 2015 года, – прим. ред.). Облгазы объяснили свои действия следующим образом.

Объем газа измеряется на всех этапах – от добычи до поставки потребителям. При этом коммерческие потребители (предприятия) платят за «приведение объема топлива к стандартным условиям измерения» с декабря 2015 года, а население нет. В результате, как утверждают представители газоснабжающих организаций, они несут значительные убытки.

Проблема кроется в том, что стандартными считаются следующие условия: поставка газа при температуре воздуха плюс 20 градусов и атмосферном давлении в 760 мм ртутного столба. Но в зимний период газ сжимается, а в летний – расширяется. А более 80% годовой поставки газа населению приходятся как раз на отопительный период, когда разница в объемах достигает высоких показателей.

Специалисты говорят, что для приведения объемов потребленного газа к стандартным условиям можно использовать счетчики с термокорректорами. Но они мало распространены (а может, и невыгодны поставщикам). Большинство счетчиков, которые установлены у потребителей, показывают объемы газа в рабочих условиях – без корректировки температуры и давления. И чтобы привести объем топлива к стандартным условиям, показания счетчика умножают на соответствующий коэффициент, который колеблется от 0,97 до 1,08 в зависимости от календарного месяца. Зимой используются повышенные коэффициенты, из-за чего и счет за газ выше, а летом – наоборот.

За что потребитель платит дважды?

Для каждой области установлена своя шкала помесячных коэффициентов. А кроме времени года, эти показатели зависят также и от места установки прибора учета. Согласно Методике приведения объема газа к стандартным условиям*, определены шесть групп коэффициентов:

  • счетчик установлен на улице или в неотапливаемом помещении на расстоянии не более метра от выхода газопровода;
  • счетчик расположен снаружи помещений на расстоянии более метра от выхода газопровода;
  • счетчик – в отапливаемом помещении на расстоянии не более полуметра от места входа газопровода в здание;
  • счетчик установлен в отапливаемом помещении на расстоянии 0,5 — 1,5 метра от входа газопровода в помещение;
  • счетчик – в отапливаемом помещении на расстоянии более 1,5 метра от места входа газопровода;
  • при установке счетчиков с элементами температурной компенсации.

Но Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), запретила делать бытовым потребителям доначисления по коэффициенту. По мнению Нацкомиссии, «температурная» разница уже учтена в тарифах – в объеме так называемых производственно-технологических расходов. А это значит, что потребитель платит дважды за одно и то же. Поддерживает НКРЭКУ в этом вопросе и «Нафтогаз».

Почему газовщики судятся с государством?

Несмотря на запрет Нацкомиссии и штрафы, которые накладывает Антимонопольный комитет, 16 газоснабжающих предприятий продолжают выставлять потребителям так называемые доначисления. Более того, они оспаривают претензии в судах. Виной тому – неоднозначность трактования законодательных актов.

Процедура приведения объемов газа к стандартным условиям действительно предусмотрена Законом Украины «О рынке природного газа» и Кодексом газораспределительных сетей. Но прямых указаний на то, что эти нормы распространяются не только на предприятия, но и на население, в законодательстве нет. Этот вопрос регулируется ведомственными документами и по-разному может трактоваться в судах.

К примеру, в июле этого года решением Винницкого окружного административного суда соответствующее постановление НКРЭКУ относительно АО «Винницагаз» было признано противоправным и отменено. Тем самым подтверждена правомерность приведения объемов потребленного газа к стандартным условиям. Добились судебных решений об отмене предписания НКРЭКУ о запрете доначислений также «Ровногаз» и «Днепропетровскгаз».

А апелляцию «Харьковгаза» административный суд оставил без удовлетворения, тем самым признав неправомерность начислений «температурных коэффициентов».

Борьба в судебных инстанциях между государством и газовыми компаниями все еще продолжается. А что делать потребителям?

Кто поможет потребителю?

Юристы советуют потребителям бороться за свои права. Для этого необходимо:

  • отправить претензию газовщикам с требованием устранить допущенные нарушения и произвести перерасчет;
  • обратиться с жалобой в НКРЭКУ по поводу несоблюдения субъектами хозяйствования лицензионных условий;
  • подать иск в суд о защите прав по причине незаконных действий газовой компании.

Кстати, несколько потребителей – из Волынской, Сумской и Киевской областей – уже обратились в суды.

Егор Пасхалов из Киевской области – один из них. Как пишет издание «День», он выиграл у газовщиков уже два суда. Коммунальщики подали кассационный иск. Но истец не собирается останавливаться. Если удастся выиграть дело в Верховном Суде, то это, говорят адвокаты, создаст весомый прецедент.

По словам заместителя начальника департамента энергоэффективности НАК«Нафтогаз Украины» Алексея Хабатюка, Большая палата Верховного Суда должна проанализировать решения судов и сформировать единую правоприменительную практику. Это позволит поставить точку в деле «температурных коэффициентов», обеспечить защиту прав потребителей и выработать механизм возврата потребителям излишне уплаченных средств.

Есть и другой путь – менее затратный во всех отношениях. Достаточно принять нормативный документ, который бы запретил применение «газового коэффициента» при расчетах с бытовыми потребителями. А это работа для наших парламентариев. Найдется ли у них время и желание заняться этим вопросом?

*Коэффициенты приведения объема природного газа к стандартным условиям содержатся в Приказе Министерства топлива и энергетики Украины №116 от 26.02.2004 г. Ознакомиться с ними можно на сайте, где размещаются правительственные документы: zakon.rada.gov.ua.


Почему активизировались поставщики?

С открытием рынка газа «температурные коэффициенты» стали средством давления на тех, кто решился поменять поставщика. Так, один из потребителей Киева решил «уйти» от «Киевоблгазсбыта». В результате ему предъявили долг, сделав доначисления с 2015 года, хотя ранее речь ни о каких долгах не шла. Киевлянин пожаловался в НКРЭКУ. В ответ Ольга Бабий, член НКРЭКУ, заявила, что такие действия незаконны и нарушают права потребителей.

В подобных случаях Ольга Бабий советует писать жалобу-заявление поставщику с требованием провести проверку начисления. Если коммунальщики не реагируют – сообщать о нарушениях в территориальные органы НКРЭКУ и Госпродпотребслужбы.

Информационно-справочная телефонная линия НКРЭКУ: (044) 204-70-72.
Горячая линия Госпродпотребслужбы: (044) 364-77-80.

Звонки бесплатные только для жителей Киева.


Претензии к газовщикам и не только

  1. Специалисты в сфере газового хозяйства утверждают, что применение Методики приведения объема газа к стандартным условиям вызывает массу вопросов. Кроме неправомерности ее применения, замечено, что коэффициенты берут «с потолка», так как в договорах не прописаны места размещения газового оборудования. А сумму к оплате иногда выводят не за месяц, а за сезон. Выигрывает от этого явно не потребитель.
  2. Уже несколько раз переносились сроки установки бесплатных газовых счетчиков. Ближайший срок – до января 2021 года. На сегодняшний день не везде есть даже общедомовые приборы учета, что уж говорить об индивидуальных. Очевидно, газовщики рассчитывают на то, что индивидуальный прибор учета экономный потребитель установит себе сам.
  3. Несколько лет назад потребителям предложили устанавливать индивидуальные счетчики газа за свой счет с последующей компенсацией таких расходов. Но механизм компенсации до сих пор не разработан. А время поджимает и снова работает не в пользу потребителя.

Ольга Новикова

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине