«Я ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС 1 категории, инвалид І группы. Был отправлен в Чернобыль от предприятия, работал водителем в мае 1986 года. Получаю пенсию в размере 4600 грн. Это минимальная чернобыльская пенсия, которой не хватает даже на лекарства. Почему ликвидаторам не повышают пенсии? Военнослужащим, которые были в Чернобыле, пенсии подняли хорошо. А нам нет. Считаю это несправедливым, ведь мы выполняли одну и ту же работу.
Сергей Ященко, г. Черкассы»
Изменения не для всех
Вопрос ваш является риторическим и, очевидно, должен быть задан правительству. Мы разделяем ваше негодование и понимаем, что современную пенсионную систему сложно назвать справедливой.
15 ноября 2017 года было принято Постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Порядок исчисления пенсий лицам, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» №851. Дополнительные изменения в указанный Порядок были внесены постановлением Кабинета Министров №543 от 26 июня 2019 года*. Эти изменения действительно направлены на улучшение пенсионного обеспечения ряда граждан из числа ликвидаторов-военнослужащих. В то же время остальных пенсионеров, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, эти изменения не коснулись.
Если нельзя подтвердить заработок…
Кроме того, есть разница в расчете пенсий и среди тех, кто был призван в Чернобыль не через военкоматы. Не все ликвидаторы могут подтвердить свой заработок в зоне отчуждения, что лишает их права на расчет пенсии в более высоком размере. В таком случае пенсия назначается в минимальном размере.
Например, общий размер пенсии у ликвидаторов с инвалидностью І группы не должен быть ниже 285% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. Сейчас это 4668,30 грн. (1638 грн. х 285%), что и соответствует уровню вашей пенсии.
Уверены, что в Министерстве социальной политики знают о существующей диспропорции в расчете пенсий разных категорий граждан. Но почему изменения в законодательстве происходят избирательно, непонятно.
*«О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины».
Сергей Коробкин, независимый консультант