1 октября члены трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины и представители так называемых Л/ДНР дали согласие на утверждение «формулы Штайнмайера», которой, в частности, предусматривается порядок реализации нескольких пунктов Минских соглашений.
Однако это вызвало волну недовольства. В Киеве, Запорожье, Харькове, Ивано-Франковске, Львове, Одессе и в ряде других городов люди выходили на акции протеста против этого дипломатического хода, называя его «зрадой» и капитуляцией перед Кремлем. При этом дипломаты, международные партнеры и команда президента подчеркивают, что это первый шаг к миру в нашей стране.
Мы попытались разобраться, что несет в себе «формула Штайнмайера», чего стоит опасаться Украине и станет ли такой подход панацеей в решении конфликта.
О «формуле Штайнмайера»
В конце 2015 года Франк-Вальтер Штайнмайер – тогда министр иностранных дел, а сегодня президент ФРГ – предложил сценарий урегулирования вооруженного конфликта на Донбассе, помимо Минских соглашений:
Украина принимает закон о выборах на Донбассе, а после этого стороны отводят войска;
проходят местные выборы на Донбассе, а в случае их признания со стороны ОБСЕ Украина предоставляет Донбассу так называемый особый статус;
после происходит полный вывод боевиков и возвращение Украине контроля над государственной границей.
Капитуляция?
Противники «формулы Штайнмайера» считают такой подход сдачей украинских интересов на оккупированных территориях и называют это капитуляцией. Подписание этого плана в глазах противников процесса выглядит как уступка Москве. Так как РФ всегда настаивала на первоочередности политических пунктов Минских соглашений: сначала выборы и закон о статусе Донбасса, потом вывод боевиков и прекращение огня.
Для Украины же в приоритете стоят вопросы безопасности, а только потом – политические. То есть сначала вывод войск и контроль над границей, а потом – выборы и обсуждение статуса Донбасса.
От первого лица
Объяснил предпринимаемые попытки урегулирования конфликта на Донбассе и сам президент Владимир Зеленский:
– Давайте разберемся, что это за формула. Почему три года назад предыдущий президент Украины заявлял о начале работы по имплементации этой формулы?! Неужели он хотел предать Украину? Эта формула говорит только одно – когда должен заработать так называемый закон об особом статусе Донбасса. А именно – после проведения там местных выборов, которые состоятся согласно Конституции Украины, в соответствии с законодательством Украины и после публикации отчета ОБСЕ о том, что выборы прошли в соответствии с международными демократическими стандартами. Вот с чем согласилась Украина в Минске.
Союзники – не союзники?
Согласование Украиной «формулы Штайнмайера» довольно позитивно было принято в кругах международных партнеров и союзников.
Например, в заявлении президента Парламентской ассамблеи ОБСЕ Георгия Церетели говорится: «Конфликт не может быть урегулирован военными средствами. Несмотря на необходимость некоторых дальнейших разъяснений и уточнений, так называемая формула Штайнмайера могла бы стать реальной отправной точкой в достижении прогресса по реализации Минских договоренностей».
А вот депутат Европарламента от Латвии Сандра Калниете выразила сомнения в отношении таких договоренностей:
– Пока что единственная сторона, которая получает победу от этой формулы, – это Россия. Они проведут выборы в Донецке и Луганске, и таким образом сепаратисты получат легитимность.
Штайнмайер о «формуле Штайнмайера»
Сам Франк-Вальтер Штайнмайер возмутился подобной интерпретацией его предложений и заявил, что его формула содержит попытку упростить процесс выполнения Минских соглашений и не была написана под влиянием России.
– Переговоры не продвигались. Шаги, которые должны быть сделаны обеими сторонами, были слишком большими. Именно поэтому формула не содержит ничего больше, чем попытку сделать из больших шагов (в Минских соглашениях – прим. ред.), которые участники конфликта не хотели делать, ряд меньших шагов. Таким образом аргумент (о российском влиянии – прим. ред.) меня удивляет, поскольку присутствовал один из представителей тогдашнего президента (Порошенко – прим. ред.).
Никаких гарантий
Многие обеспокоены тем, что «формула Штайнмайера» направлена на содействие миру, но не обязательно справедливому для Украины миру. Этого больше всего и опасаются противники «формулы Штайнмайера». Ведь никаких обязательств от России мы получить не можем. Москва по-прежнему не признает себя участником конфликта, а соответственно не факт, что боевики будут отведены от линии соприкосновения. Об этом свидетельствует заявление Дмитрия Пескова, пресс-секретаря Путина. Мол, признавайте «Л/ДНР» и решайте сами свои проблемы, снимайте с РФ все претензии и, конечно, санкции. По мнению ряда экспертов, именно этого добивается РФ.
Татьяна Сярова